В самый разгар книжной ярмарки умер Слава Сэ. Единственный писатель-сантехник. Любимец интеллигентной части блогосферы. Автор безумно смешных рассказов про сантехника, его жену, детей и кота.
О том, что Славу госпитализировали с ковидом - знали. Друзья писали, что у писателя двусторонние поражение легких и он лежит в рижской больнице. Однажды даже просили помолиться за него... Но потом вдруг написали, что Славе лучше. Он сам дышит.
Никто не верил, что жизнь здорового, веселого 52-летнего человека оборвется.
Листая ленту фб, я наткнулась на такой пост:
А все из-за борьбы с прививками. Этим либералам, похоже, без разницы, с чем бороться, лишь бы против идти.
Автор поста имела в виду ушедшего Славу.
Но она была не права. Он не боролся с прививками. Он вообще никогда не выражал открыто свою политическую позицию.
Кажется, единственное высказывание, по которому можно было сделать кое-какие выводы о его взглядах, было таким:
Я читаю Наринэ Абгарян.
За все годы литературной карьеры он умудрился ни разу не сказать ничего обидного ни в адрес России, ни в адрес Латвии, где он родился и жил.
Кто такой Слава Сэ
Настоящее имя Славы - Вячеслав Солдатенко. Он родился в Риге в 1969 году. (Когда-то в Ригу приехала из Краснодарского края его мама). Выучился на психолога, какое-то время работал в МВД Латвии, где тестировал призывников, совершавших попытку суицида. Потом начал работать в частной фирме и вскоре стал членом совета директоров предприятия.
Самое удивительное в судьбе Славы - то, что он резко променял престижную работу на труд сантехника.
После этого Слава завел ЖЖ и стал писать туда веселые посты о своей новой жизни:
В 2002-м я ушёл из директоров в сантехники. И сразу обратил внимание, насколько лживы немецкие фильмы об этой профессии. В кино промокшая клиентка срывает с мастера комбинезон чтобы овладеть им (мастером), на мокром кафеле.
Я 15 лет ждал когда с меня сорвут хоть что-нибудь. Никто! Ни разу! Не считая председателя ЖКХ. Он-то себе ни в чём не отказывал.
Вскоре от Славы ушла жена и пришел успех. Книги стали выходить, а Славу стали приглашать на выступления.
Правда, литературный успех не заставил его сменить сферу деятельности еще раз. Сантехником Слава так и продолжал трудиться.
Некоторое время назад я брала у Славы интервью. И поскольку в тот момент я делала ремонт в квартире, то посоветовалась на тему того, как ремонтировать туалет.
Слава сказал так:
- ставьте бетонную ванную. Она красивая и лучше держит тепло.
- выбирайте полотенцесушитель, чтобы не лип магнитик. Иначе - сгниет.
- проверьте, не поставили ли соседи пластиковые трубы. Если поставили - меняйте тоже. Иначе в ваших трубах будет скапливаться статическое электричество и они быстро выйдут из строя.
Всеми советами я воспользовалась и написала интервью в "Комсомольскую правду".
Литературные параллели
Многие сравнивают Славу с Михаилом Зощенко. Но это сравнение едва ли справедливо. Все-таки Зощенко был сатириком, а Слава - сказочником.
Да, несмотря на кажущуюся реалистичность его произведений, Слава Сэ писал именно сказки. Причем, особенные: это был очень редкий вариант мужской волшебной сказки.
У каждой волшебной сказки изначально имелось два варианта: про мужчину и про женщину. Вспомним: была сказка про Василису, которая пошла к Яге за огнем. Но была и сказка, где к Бабе Яге ходил Иван Царевич.
Женский и мужской варианты развития событий в корне различалось. Женщина, попав в избушку бабы Яги, а становилась ее рабыней. Чесала ей пятки, убирала в доме, готовила еду. Заветную добычу - огонь или что-то еще Василиса получала только научившись всем премудростям. Другой дело мужчина! Иван использовал бабку как промежуточное звено своего пути. Обхитрив ее, он не возвращался домой, а шел дальше в лес. За подвигами.
В этом и состояла разница мужского и женского. Удел женщины - пройти обучение у нечистой силы и самой стать нечистой силой.
Удел мужчины - попасть через избушку в темный лес. Только в темном лесу возможны настоящие подвиги. А избушка выполняв роль своеобразного КПП!
Причем тут Слава Сэ? - спросите вы.
Зарубежные исследователи, давно установили связь массовой литературы со сказками. Суть этой теории в том, что все авторы массовой литературы, будь это любовный роман или детектив, работают по лекалам сказки. И в использовании этих лекал нет ничего плохого. В эпоху потрясений формульная литература помогает читателю отдохнуть, погрузиться в комфортный мир.
Поэтому Слава Сэ никакой не Зощенко, не Ильф и не Петров.
Все, о чем он писал в своих рассказах и редко - романах - происходило вокруг одного-единственного персонажа, максимально приближенного к нему самому. Этот персонаж - толстоватый, лысоватый сантехник Слава, от которого ушла жена, есть две дочери и он вечно попадает в дурацкие истории.
"В России убогим быть выгодней, чем счастливым", - справедливо замечал он.
Если вчитаться в его истории, то можно увидеть, что они построены по лекалам мужской сказки.
В мире, где для мужчин остается все меньше места, его герой, тем не менее, нашел свое предназначение. Он - сантехник. Он единственный знает, как войти в иной мир, как нужно там себя вести и какие совершать подвиги.
И пусть никого не смущает, что вход в иной мир замаскирован под банальный унитаз. В современных сказках не впервые этот предмет служит аналогом волшебного КПП.
И то, что в руках Славы вантуз, а не волшебная палочка - не меняет сути.
В нашем мире нет места крапивинским "мальчикам со шпагой". Но чем не "мальчик со шпагой" сам Слава Солдатенко, бросивший престижную работу директора и взявший в руку вантуз?
Попеременно, то с вантузом, то с пером в руке, Слава восстанавливал нарушенный миропорядок. Именно мужская сказка, редкая сегодня, привлекала к Славе читателей. В моменты страшных потрясений, на которые пришелся расцвет его литературной карьеры, Слава находил способ поддержать читателя.
Герой приходил на помощь делом и словом, причем, к каждому, независимо от политических взглядов:
На моей кухне коллекция ёршиков, тряпочки для разных видов грязи, три швабры и пылесос с турбиной, великий кошачий ужас. Я умею красными трусами перекрасить простыни в розовый цвет. Я разработал семь способов скормить детям луковый суп как суп без лука. У меня даже утюг где-то был. И на пляж я выхожу как грузовой цыганский конь, с кибиткой и упаковкой туалетной бумаги в зубах.
Популярность сыграла со Славой злую шутку. Чем сложнее становилось жить, тем востребованные становился он. В последних постах в ЖЖ и фб Слава уже откровенно жаловался, что у него гастроли за гастролями и в плотном графике у него не было времени поставить прививку:
Мой директор считает дохлую лошадь просто ленивой. Если хлестать сильнее и поленом, скелет восстанет и поскачет куда надо, уверен директор. Я отвечаю, - все кто хотел подписать мои книжки ...уже приходили, больше желающих нет. А директор говорит, хватит болтать, просто дубась проклятую клячу. Я никудышний спорщик. Мне проще отдаться, чем объяснить жизненный цикл лошади. Поэтому вот вам сотый список наших майских поездок, вместо диспута о коневодстве...
Несправедливо, что наш супергерой покинул нас именно сейчас, когда мы столкнулись с одним из самых сложных испытаний.
Pesen_net - так называется знаменитый Живой журнал Славы из которого все началось. Песен и правда больше не будет. Но, что совершенно точно, подвиги Славы не закончились. Перешагнув черту из-за которой уже не возвращаются, Слава Сэ продолжает свой путь. Путь подвига. Путь сказки. Путь в литературу, несомненно.
PS Хочется обратиться к директору, о котором писал Слава. Сейчас вы переживаете о том, что придется отменять концерты (надо же). Но переживать стоит о другом.
Даже не буду говорить, о чем именно, догадайтесь сами.
После смерти Славы его семья: две дочери и вторая жена Лариса, оказались в тяжелом материальном положении. На свой страничке Ефим Шифрин опубликовал номер счета, на который можно перевести денег и помочь семье Славы.
На своем канале я пишу о литературе. Подписывайтесь на мой канал или на мою страничку в "Комсомольской правде". Данная статья написана по мотивам колонки в "КП".