Капитан Ланде Алексей Анатольевич
Возьму на себя смелость по прошествии двадцати лет рассказать эту историю, ибо в свое время это было «страшной тайной» и мы от всего отрекались. Надо будет, и сейчас отречемся…
Произошло это в конце 90-х годов.
Вертолетный полк в Калининградском особом районе готовился к участию в широкомасштабных (на картах) учениях, и ожидалось прибытие Министра Обороны на их практическую часть.
Полк напрягся, собрав все свое мужество в кулак и доведя исправность авиационной техники до немыслимых 100%, решил показать на полигоне тактические «чудеса» по поражению наземных целей.
Уничтожали «врага» безжалостно, с нескольких направлений – и с пикирования, и с кабрирования, а добивали уже с висения управляемыми ракетами.
И вот – генеральная репетиция, отработали как по маслу, просто прелестно, а потом случился, как говорят авиационные психологи, синдром «законченного полета». Расслабились, при возвращении «домой» была допущена ошибка в курсе на 80 градусов.
Пошли на юг. Границу пересекали уже в «бестолковых» боевых порядках, молча, с думками о похвалах и наградах. Первое осмысление пришло, как ни странно, в голову замыкающего группы, который робко спросил:
– А все ли у нас в группе в порядке? – Да! – ответил ведущий группы и дал команду:
– Курс 270! – что означало, идем параллельно «черточке».
При этом экипажи боевых вертолетов, не испытывая особого волнения, и самое главное и обидное – ностальгии по Родине, продолжили любование столь незнакомой и не характерной для нее местностью.
Пройдя еще минут десять на запад и упершись под 90 градусов в трассу, ведущую на Родину, старший группы дает четкую команду: – Курс NORD! – и «кишка» вертолетов плавно поворачивает вправо и упирается в окраину провинциального не нашего города.
В это самое время жены этих самых подлетающих офицеров, на рынке этого самого не нашего города «сдавали» блоки сигарет, наваривая с каждого по пять долларов, чтоб прокормить семью. Услышав ни с чем не сравнимый гул эскадрильи боевых вертолетов, одна из жен громко на весь небольшой рынок провозгласила: – НАШИ ЛЕТЯТ!
И в этом возгласе было все: и обида за своих мужиков, месяцами не получавших денежного довольствия, но оставшихся верными воинскому долгу, и презрение к окружающим на рынке за тот позор, который они испытывают при перепродаже сигарет, и жалость к себе за нелегкую женскую судьбу…
И прозвучал этот возглас, словно команда на плацу:
– Под знамя СМИРНО!!!
Каким-то шестым чувством, а может быть, и особым местом экипажи почувствовали это, и, прижавшись друг к другу, создали парадный строй вертолетов.
В плотных боевых порядках колонны звеньев эскадрилья красиво прошла над рынком. Там все встали. Чувство гордости переполняло наших женщин! Покидали они рынок под овации местных жителей.
Крайние слова замыкающего группы, покидающей сопредельную территорию, были:
– В группе порядок, всех не уволят!
Трудно понять нашу русскую душу, даже после всех «разборов полетов», взысканий и снятия с должностей, гордость переполняла семьи военнослужащих: – Мы сделали их! – раздавалось на каждой кухне в «узких кругах».
P.S. Через три месяца был снят с должности командующий ПВО этой соседней, сопредельной страны.
Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 3. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова. Рисунки Владимира Романова.