Найти тему

Почему в Москве два памятника Гоголю стоят рядом

Мы шли бульварами столицы, огибая весенние лужи, то тут, то там щедро оставленные майской грозой. Вдыхали дурманящий запах сирени, вслушивались в многоголосый шум Москвы, поглядывая с опаской на небо, готовое вот-вот выдать новую порцию ливня. Мы торопились на свидание. Спешили на встречу с необычной судьбой. Мы уже знали эту необыкновенную историю, но нам было важно самим увидеть, убедиться, что все это случилось взаправду, а не родилось очередной городской легендой.

Гоголевский бульвар Москвы. Фото авторов
Гоголевский бульвар Москвы. Фото авторов

Молодой, бравый со смешливым взглядом – со своего пьедестала оглядывает Арбатскую площадь Николай Васильевич Гоголь, словно приглашая гостей и жителей столицы прогуляться аллеями бульвара, который носит его имя. Как добрый и щедрый хозяин, встречает писатель своих гостей – будто счастлив всех видеть, всех принять, развлечь.

Памятник Н.В. Гоголю на Арбатской площади. Авторы: скульптор Николай Томский и архитектор Лев Голубовский. Фото авторов
Памятник Н.В. Гоголю на Арбатской площади. Авторы: скульптор Николай Томский и архитектор Лев Голубовский. Фото авторов

Рядом – во дворе исторического особняка на Никитском бульваре – спрятался ото всех совсем иной Гоголь: больной, поверженный неудачами и уставший от жизни. И памятник этот работы известного скульптора, куда более талантливый и настоящий, чем тот, что улыбается людям на площади. Этот страшный в своей неприглядной правде образ писателя выворачивает душу наизнанку, рождая противоречивые чувства, не отпускает от себя.

Памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева, расположенный во дворе Дома Гоголя. Фото авторов
Памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева, расположенный во дворе Дома Гоголя. Фото авторов

Почему вдруг два таких разных памятника одному писателю находятся рядом – буквально в 300 метрах друг от друга, какая судьба их связывает и какие исторические события разворачивались вокруг этих двух монументов. Поверьте, необычная история вобрала в себя много интересных моментов, не обошлось и без мистики… Но обо всем по порядку.

Идея создания памятника Николаю Васильевичу Гоголю возникла в светлых умах русских литераторов в 1880 году – сразу после открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. За несколько дней до этого события в столице прошел последний пушкинский праздник, устроенный обществом любителей русской словесности, на котором присутствовал весь цвет отечественной литературы. На собрании по случаю мероприятия и было решено создать комиссию, а затем и комитет по сооружению монумента Н.В. Гоголю под патронатом московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Не откладывая надолго воплощение задуманного, уже 1 августа организаторы затеи открыли всероссийскую подписку на «составление капитала» для возведения памятника писателю. Николая Васильевича любили повсеместно и сбор средств превратился в настоящую акцию меценатства. Финансы поступали от рядовых граждан, крупных благотворителей. Многие российские театры – столичные и провинциальные – дали спектакли, сбор от которых пошел в пользу фонда на монумент Гоголю.

Интересный факт: казначеем общества был человек с фамилией, совпадающей с названием одной из самых мистических повестей Гоголя, — Андрей Евдокимович Нос.

Но даже при такой масштабной кампании собрать необходимую сумму оказалось делом небыстрым. Только через десять лет – к концу 1890 года – капитал перевалил за 50 тысяч рублей. А весной 1896 года, когда гоголевский фонд смог набрать уже 70 тысяч рублей, был создан комитет по сооружению памятника.

Местом установки монумента избрали Арбатскую площадь. Поучаствовать же в конкурсе на проект памятника предложили всем желающим. Но такая народная акция не увенчалась успехом. Было прислано 46 проектов, но ни один из них комитет не одобрил. Хотя некоторые работы известных скульпторов получили премии, но даже их не рекомендовали для сооружения монумента. Как колко о них отзывались очевидцы, все они "скорее напоминали каминные часы или кондитерские торты".

Казалось, идея с памятником Николаю Васильевичу вот-вот потерпит сокрушительное фиаско. Проект оказался буквально замороженным. Но все решилось благополучно после прихода вновь избранного городского головы Гучкова Н.И., который возглавил комитет по сооружению памятника. Было принято решение обойтись без общественных конкурсов, а поручить создание монумента известному скульптору Николаю Андрееву.

Скульптор Николай Андреевич Андреев. Фото с сайта ru.wikipedia.org
Скульптор Николай Андреевич Андреев. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Автор будущего памятника серьезно подошел к доверенной ему работе. Он тщательно изучил портреты Гоголя, написанные при его жизни, и даже отправился на Украину, чтобы собрать фактуру для будущих барельефов памятника с героями гоголевских книг. Скульптор застал в живых сестру писателя, которую увековечил в образе Коробочки, - Ольгу Васильевну Гоголь-Головню.

Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов. Сестра Гоголя Ольга Васильевна в образе Коробочки среди других других персонажей "Мертвых душ". Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов. Сестра Гоголя Ольга Васильевна в образе Коробочки среди других других персонажей "Мертвых душ". Фото авторов

Других натурщиков для персонажей барельефов Андреев искал повсюду: от рыночных площадей до пафосных столичных театров. Все персонажи, к слову, там узнаваемы – и вздорный, бахвалящийся Хлестаков, и нелепые сплетники Бобчинский и Добчинский, и кузнец Вакула с Оксаною, и черт, выглядывающий из-за ноги прелестной Солохи, и Тарас Бульба с Остапом и Андрием, и Иван Иванович, еще не поссорившийся с Иваном Никифоровичем, и, конечно, Акакий Акакиевич, кутающийся в свою шинель.

Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов
Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов

Работа над памятником заняла у автора четыре года.

Еще интересный факт, подтвержденный в воспоминаниях скульптора и современников, – в образе Тараса Бульбы скульптор увековечил знаменитого бытописателя Москвы, короля столичной репортерской журналистики Владимира Гиляровского.

Долгожданное открытие памятника Н.В. Гоголю состоялось 26 апреля 1909 года при большом скоплении народа. Когда со скульптуры сорвали полог, публика испытала то, что сейчас называют «культурный шок». Слишком уж неожиданным оказался образ Гоголя. Автор изобразил писателя в последние дни его жизни — сгорбленным, разочарованным, рассеянным, потерявшим веру в жизнь, в шаге от страшного конца.

Это был совсем не тот Гоголь, которого знали и любили миллионы читателей, которого так ждала московская публика. Мрачный памятник писателю буквально расколол на два лагеря культурное общество столицы.

Критик Сергей Яблоневский, который увидел скульптуру за месяц до открытия, написал такие строки: "Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю — памятник могучему творческому гению, но нужен и этот... Страшный, кошмарный символ".
Илья Репин был одним из тех, кто выразил поддержку автору: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Николай Андреевич Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую, по правде, идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства".

Памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева, расположенный во дворе Дома Гоголя. Фото авторов
Памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева, расположенный во дворе Дома Гоголя. Фото авторов

Общественность ждала парадную городскую скульптуру, которая не посеяла бы ужас, жалость и ощущение обреченности в сердцах людей. Андреев же видел писателя таким – совсем не парадный образ, согласитесь. Смелое решение автора смогли оценить далеко не все. Да и размеры памятника – сравнительно небольшие – тоже вызвали вопросы. Ведь данная скульптура должна была стать доминантой пространства, организовать вокруг себя целую площадь.

3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей. На повестке дня стоял острый вопрос – нужен ли Гоголь советским людям или пора его отправить на свалку истории. На собрании присутствовал Михаил Булгаков, которого сильно разозлило то, что такое вообще обсуждается образованными людьми. Он в ярости проговорил: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет». Возможно, так родился замысел романа «Мастер и Маргарита».

И вот в мае 1936 года памятник решили демонтировать. А на его месте поставить новый - "отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика". И вновь был объявлен конкурс. Однако в жизнь советских людей вмешалась Великая Отечественная война и на первый план вышли совсем иные задачи.

Мистическое совпадение: памятник простоял на своем месте 42 года – ровно столько, сколько прожил и сам Гоголь. В 1951 году демонтаж все же состоялся, и скульптура отправилась «на пенсию» - на территорию Донского монастыря, где в те годы располагался Музей Академии архитектуры СССР.

Уже год спустя на Гоголевском бульваре установили новый монумент писателю – тот самый, который стоит там до сих пор. Авторами стали скульптор Николай Томский и архитектор Лев Голубовский. Вот теперь-то всех все устраивало: фигура писателя изображена во весь рост, Гоголь выглядел бодрым и уверенным, а в качестве завершающего штриха – пафосная табличка "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".

Памятник Николаю Васильевичу на Арбатской площади, по мнению советской власти "отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика". Фото авторов
Памятник Николаю Васильевичу на Арбатской площади, по мнению советской власти "отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика". Фото авторов

Часть скульптурной композиции, исполненной Андреевым, все же осталась на месте: решетки ограждения и четыре необычных фонаря с основанием в виде удерживающих шар львов, как две капли воды похожих на своих знаменитых сородичей с ограды Английского клуба на Тверской улице (сейчас — Музей современной истории России), постоянным посетителем которого был Гоголь.

Часть скульптурной композиции, оставшейся от архитектора Н.Андреева, украшает вход на Гоголевский бульвар, где сейчас расположен современный памятник писателю. Фото авторов
Часть скульптурной композиции, оставшейся от архитектора Н.Андреева, украшает вход на Гоголевский бульвар, где сейчас расположен современный памятник писателю. Фото авторов

Москвичи, успевшие привыкнуть с старому памятнику, новый восприняли в штыки. Из уст в уста передавалась эпиграмма:

«Юмор Гоголя нам мил,

Слезы Гоголя — помеха.

Сидя, грусть он наводил,

Пусть теперь стоит — для смеха!»

В 1956 году первоначальный памятник Гоголю все же вернулся, но не на Гоголевский бульвар, а «прописался» рядом – во дворе исторического особняка на Суворовском (ныне Никитском) бульваре. В этом доме прошли последние годы писателя. Не зная этой истории, невозможно подумать, что когда-то этот памятник стоял в ином месте и претерпел такую драму. Словно во второй раз истинный настоящий Николай Васильевич нашел успокоение под кронами деревьев по соседству с домом, в котором он болезненно переживал неудачу сватовства к Анне Виельгорской и сжег чистовую рукопись второго тома «Мертвых душ».

Памятник Н.В. Гоголю во дворе Дома Гоголя. Фото - сайт moscowseasons.com
Памятник Н.В. Гоголю во дворе Дома Гоголя. Фото - сайт moscowseasons.com

Два памятника, как две стороны человеческой натуры: парадная – для всех и страдающая, уязвимая – для себя. В каждом из нас живут они обе. Парадная – на выгул перед публикой, а беззащитная внутренняя, уставшая обороняться, – для тех, кто найдет в себе талант и силы открыть ее, увидеть и сберечь.

***

Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.

***

О чем мы рассказывали ранее:

Город, в котором живет наше советское детство

Самое старое здание Москвы и Спасо-Андроников монастырь. Обитель тесно связана с Константинополем

Культовое место съемок фильмов от "Гардемарины, вперед!" до "Брата-2" в Москве

Отправились на прогулку в усадьбу, где снимали фильмы "О бедном гусаре замолвите слово" и "Барышня крестьянка"

Нашли малоизвестный памятник в Москве. Рассказываем, чем интересен и где находится

Музей авиационной техники в Монино - рассказываем, что впечатлило

Авиамузей в Монино: любопытный самолет, самый счастливый вертолет и другие (часть 2)