Найти тему
Александр Дедушка

"Пряник" в коллективе - как его применять? (Дружба и коллектив)

Поощрения и наказания

Теперь давайте, коллеги, обсудим с Вами организационные механизмы, позволяющие влиять на динамику развития коллектива и создавать более благоприятную обстановку для его руководителей.

«Кнут и пряник» - наиболее точный метафорический образ, характеризующий суть мер, которые применяет организатор по отношению к коллективу и отдельным его членам для решения разнообразных педагогических задач, главная из которых – интенсифицировать его развитие.

Начнем с «пряника». «Пряник» - это различные поощрения, применяемые в коллективе. Их можно классифицировать на «естественные» и «искусственные». Естественные – это победный результат в играх, соревнованиях и конкурсах, которые предусматривают подведение итогов и определение победителей. Мотив работы «на победу» - это очень важный стимул для всех этапов развития коллектива, за исключением его высших этапов, и сама победа с полученными от нее внешними «дивидендами» в виде аплодисментов, поздравлений, признания, а также внутренними – в виде чувства самоудовлетворения, самоутверждения и превосходства, порой и является тем «поощрением», которого достаточно для участия в игровой коллективной деятельности. Иногда не надо даже и никаких специальных призов за победу. Она сама является достаточным стимулирующим «поощрением».

Но искусственно организованные поощрения – это более тонкий педагогический инструмент, и мы его рассмотрим поподробнее.

Что имеется в виду?

Представьте, прошла карусель или гусеница общения. Организатор говорит ребятам: «Еще раз посмотрите на ребят, с которыми вам пришлось общаться, и выберете из них человека, с которым вам было легче всего и приятнее всего это делать... Выбрали? А теперь по счету «раз, два, три» покажите на него пальцем…»

Затем идет подсчет «указаний» и определяется так называемый «гений общений», который тут же поздравляется и награждается как минимум «салютовскими» хлопками, а возможно и еще чем-то.

Другой пример. Заканчивается «огонек» в Лагере друзей. Все ребята уже выступили, осталось только назначить новых ДК и ПДК, дать домашнее задание, но организатор говорит: «Ребята, просмотрите свои записи, подумайте и выберите человека, который в максимальной степени повлиял на то, что этот день прошел хорошо и плодотворно, без участия которого успешность дня была бы под вопросом. Итак, кто же был сегодня «героем дня»?

Это примеры индивидуальных «искусственных» поощрений, но возможны и коллективные. Когда по итогам тех или иных дел и упражнений, которые не предусматривают работу «на победу», выбирается самая дружная команда, команда, которая лучше всего справилась с игровым заданием, или команда, которая наиболее понравилась своим творческим продуктом.

Теперь о технической стороне дела.

Как-то нам в школу один кандидат в депутаты, рассчитывавший на поддержку нашего коллектива, привез просто немереное количество книжных закладок со своим портретом. Их хватило на пару сезонов внутришкольной работы и работы Лагеря друзей. То есть, награждение закладкой явилось тем искусственным «поощрением», которое фиксировало отличие человека в том или ином деле. Это было очень удобно. Каждый вел персональный счет заработанных закладок, которые важны были, как Вы понимаете, не сами по себе, а как своеобразный счетчик личных достижений.

По итогам лагеря три человека, собравшие наибольшее количество этих закладок награждались отдельно. У нас установилась традиция награждать их персональными блокнотами с намеком на то, что они могут очень пригодиться, если человек и на следующий год попадет в лагерь.

Но всему бывает конец, пришел конец и закладкам. Однако к этому времени родилась еще одна, причем даже более адекватная Лагерю друзей, который называется, если Вы помните, «Звездочка», поощрительная мера. Это награждение «звездами». Из остатка тех же закладок, цветных открыток, ярких жестких обложек, вырезаются небольшие звезды, которые вручаются отличившимся. Каждый в своем персональном блокноте делает кармашек, куда эти звездочки складывает. И по итогам лагеря выделяются три «звезды» лагеря – ребята, собравшие наибольшее количество этих звездочек.

Соответственно, выбор «героя дня» был заменен на избрание «звезды» дня, наиболее «яркого» человека дня, «блеснувшего» какими-то своими персональными проявлениями.

Перечислить все случаи награждения «звездами» не представляется возможным. В тематической работе это часто происходит спонтанно и непредсказуемо. Можно даже посоветовать находить поводы для награждения после большинства процедур, игр и упражнений.

Некоторые «процедурные» варианты тоже можно отметить.

На «часе искусства» можно наградить тех, кто узнал авторов наибольшего количества рисунков, а также самих авторов, которые оказались самыми «неузнанными». На палубе общения – тех, кто угадал наибольшее количество авторов домашних заданий. На «огоньке» - за лучшее выступление, а также уже упомянутых «звезд» дня.

У такого постоянного текущего поощрения несколько функций.

Мобилизационная. Каждый начинает стремиться к максимальному вкладу в «дело» и проявлению своих лучших качеств. В отличие от эффекта конкуренции, где преобладающим мотивом является мотив «победить», здесь мотивировка несколько иная, не имеющая отрицательного воздействия на коллективные ценности. Наоборот. Такие «точки поощрения» помогают каждому лучше проявиться в коллективе, «засветиться» в нем своими лучшими качествами, а значит укрепить свои дружеские связи и привлечь к себе новые симпатии.

Познавательная. В обстановке постоянного мониторинга личных достижений происходит познание сильных сторон личности, которые становятся базовой опорой в дальнейшем совершенствовании. Конечно, всегда есть опасность начала «звездной болезни». Но этому противостоят многие факторы. Достижения каждого в одной области всегда «компенсируются» достижениями других, кроме этого, на той же палубе через механизм психологического зеркала каждый получает информацию и о своих отрицательных качествах. Это тоже помогает каждому сохранять адекватную самооценку и предохраниться от самопревознесения.

Нравственно-психологическая. Система постоянного текущего поощрения помогает создать доброжелательную атмосферу внутри коллектива. В условиях, когда твои достижения замечаются, и это не вызывает зависти у остальных, а напротив, приветствуются и одобряются, - каждому гораздо легче идти на всевозможные формы самораскрытия и самоотдачи. Хочется и дальше «служить» другим своими лучшими качествами, и собственные достижения складывать на «алтарь» коллективного благополучия.

Это, что касается текущего поощрения. Но в Лагере друзей постепенно сложилась целая система итогового поощрения лучших его участников.

Последний день Лагеря друзей как раз и посвящен подведению всяческих итогов работы и заключительный аккорд этого дня – награждение лучших участников лагеря.

Кто же награждается по итогам лагеря?

Во-первых, выбирается так называемая «золотая десятка» лагеря:

- самый умный;

- самый добрый;

- самый надежный;

- самый справедливый;

- самый заводной;

- самый понимающий;

- самый дружелюбный;

- самый общительный;

- самый музыкальный;

- самый творческий.

Технически процедура выглядит так. Всем дается под запись список из этих десяти качеств, и каждый напротив каждого качества вписывает персональную букву того человека, у которого это качество проявилось в наибольшей степени. Затем выбирается «счетная комиссия», которой сдаются все листки и которая подсчитает все результаты и определит победителя в каждой «номинации».

После награждения «золотой десятки» наступает этап награждения ребят, показавших лучшие результаты по тем или иным параметрам:

- самые верные (люди, не пропустившие ни одного дня в лагерной смене);

- звезды лагеря (ребята, собравшие наибольшее количество «звезд»);

- лучшие скрытые камеры;

- лучшие домашние работники;

- лучшие вожатые;

- лучшие первочки;

- лучшие ДК;

- лучшие ПДК.

Процедура выбора у этих категорий разная.

«Самые верные» определяются исследованием страницы, где отмечается посещение, а также подсчетом количества звездочек на персональных эмблемах каждого участника.

«Звезды» лагеря определяются количеством заработанных ими звездочек.

«Лучшие скрытые камеры» и «лучшие домашние работники» определяются мною по результатам изучения журнала лагеря и домашних работ участников.

Лучшие «скрытые камеры» обязательно соблюдают все условия работы «скрытой камеры» (что, как, комментарий) и делают это наиболее подробно и творчески. Требования, которым должны удовлетворять лучшие домашние работники – обязательное выполнение всех домашних работ, причем даже тогда, когда они отсутствовали в какие-то дни, ну и, разумеется, интересное и глубокое содержание самих домашних работ.

«Лучшие вожатые» определяются специальной процедурой, как правило, после вожатского концерта (о нем речь пойдет ниже).

Все ребята, которые уже побывали вожатыми в лагере «Солнышко» выстраиваются в шеренгу с достаточным пространством между ними так, чтобы к ним можно было подойти и стать рядом. Затем я прошу «солнышек» выбрать каждому своего любимого вожатого и подойти к нему и взять его за руку. Чтобы до процедуры награждения ребята не знали о победителях, я прошу «звездочек» закрыть глаза. По моей команде «солнышки» подходят к своим любимым вожатым, и мне остается только зафиксировать количество подошедших к каждому из бывших вожатых «солнышек».

И, наконец, «лучшие первочки», «лучшие ДК», «лучшие ПДК» выбираются открытым голосованием во время самой процедуры награждения. Я прошу всех ребят, которые были, скажем, первочками выйти во внутренний круг. Предлагаю всем выбрать их них лучшего первочка и по моей команде указать на него. Далее остается только подсчитать количество «указаний». По этому же алгоритму выбираются лучшие ДК и ПДК.

Но в самом конце награждений происходит процедура главного награждения. Это выборы «лучших друзей лагеря», или по нашей специальной терминологии – «человеков лагеря».

Перед началом процедуры я даю ребятам пояснение, чтобы они лучше прочувствовали важность предстоящего выбора. «Человек лагеря» - это человек, который может стать олицетворением прошедшей смены, человек, который в наибольшей степени разделял и претворял в жизнь ценности коллективной жизни и действительно стал «лучшим другом» лагеря. Эти люди (мальчик и девочка) будут вести сборы «Дружной» в предстоящем учебном году, возглавят ее в качестве старших друзей и лидеров, а на следующий год получат право автоматического попадания в новый Лагерь друзей помимо всяких выборов.

Сами выборы лучших друзей лагеря происходят тайно. Каждому дается «бланк для голосования» - небольшие листки бумаги, где каждому нужно написать персональную букву мальчика и персональную букву девочки – наиболее достойных получить звание «человека лагеря».

Листки собираются, и счетная комиссия вновь приступает к работе. Мы в это время по традиции исполняем гимн «Дружной» - песню «Там».

И, наконец, счетная комиссия объявляет результаты выборов, и под тройные «салютовские» приветствия человекам лагеря вручаются главные награды.

Кстати, о наградах. Я, конечно, предполагаю возможность значительной вариативности в зависимости от возможностей (в том числе материальных) организаторов подобных лагерей. Но у нас сложилась традиция изготовления самодельных наград, основными компонентами которых служат картон, цветная бумага и обычные скрепки.

Из цветной бумаги создается гофрированная планка «медали», которая посередине пропускается через «колечко» перекрученной скрепки, к одному из концов которой крепится «кругляшок» самой медали. На самой медали, вырезанной из цветного картона, написано, за что вручается медаль и изображена эмблема «Дружной» – штурвал под парусом. «Ордена» «человеков лагеря» отличаются как размерами, так и уровнем символической отделки.

Система текущих и итоговых поощрений – это действенная система, стимулирующая активность каждого, и в начале оргпериода не стоит жалеть время на то, чтобы подробно объяснить ребятам, кто, как и за что может быть отмечен и награжден.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь