Найти тему
Сурово о финансах

Швейцарские наёмники: кровь на экспорт

В Швейцарии законодательно наёмничество было запрещено в 1859 году. Не из гуманизма: просто тема себя исчерпала, пришло время массовых регулярных армий. Ремесло, кормившее на протяжении нескольких веков немалое количество жителей Гельвеции, кануло в Лету. Впрочем, остаётся возможность стать папским гвардейцем, но их число было ограничено.

Гористая Швейцария не способствовала к развитию конницы, зато пехотный бой усовершенствовали до статуса искусства. Пехотинцы строились в баталию с конца XIII века — квадрат, состоящий из 30 – 50 воинов в ширину и глубину. Первые шеренги формировались из тяжело бронированных бойцов, держащих пики в три – пять метров. Дальше – стрелки и алебардщики. Потом – снова пикинеры, с оружием, чьи древки достигали шести метров. Врага встречала стальная стена, которая, обладавшая, впрочем, хорошей маневренностью на местности без потери строя. Баталия годилась для отражения пеших или кавалерийских атак с каждой стороны квадрата.

В абсолют возвели швейцарцы верность и боеспособность. Они никогда не изменяли подписанному договору, как и не бежали с поля боя. Не сдавались и не брали пленных. Понятно, что это была воинская доблесть, но не без коммерческого расчёта – услуги такого войска стоили дороже, чем обычных наёмников. А когда продажей воинских умений живёшь не только ты, а десятки тысяч соотечественников, тут хочешь-не хочешь, а будешь заботиться о поддержании капитализации брэнда. Было только одно исключение, содержащееся в каждом договоре со швейцарцами, – они не воевали против других швейцарцев. А вот с ландскнехтами швейцарская пехота встречалась на поле боя охотно, и тут начиналось взаимное истребление – стороны не любили друг друга искренне и яростно.

Взамен безукоризненной службы швейцарцы требовали столь же безукоризненного соблюдения финансовых обязательств нанимателем. Нет оплаты – швейцарская пехота оставляла за собой право покинуть нанимателя в любое время. Но все платили исправно, прецедентов не было.

Особо любили использовать швейцарцев французские монархи, не взирая на дороговизну. Людовик XI предпочитал абонементное обслуживание – он заключил в 1474 году контракт, по которому на протяжении всей жизни платил ежегодно 20 000 франков швейцарским селениям, которые в обмен поставляли королю вооружённых солдат по первому требованию и в нужном количестве. Естественно, контракт этих поселений с кем-то ещё совершенно исключался. Каждый наёмник получал от короля 4,5 гульдена в месяц и обговаривался ещё целый список выплат. При этом наёмники наделялись привилегиями войск короля. А если указанным селениям потребуется помощь Людовика XI, а он будет занят войной где-то в другом месте, то король платит 20 000 рейнских гульденов каждые три месяца в добавление к годовым платежам.

К закату солнце баталий склонилось только с развитием огнестрельного оружия, которое швейцарцы игнорировали, за что и поплатились.

Константин Барановский