На пятидесятый день после Пасхи все православные христиане празднуют День Святой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. А вот на следующий день наша Церковь установила еще один праздник, День Святаго Духа.
Почему так произошло, ведь Святой Дух - одно из трех лиц Пресвятой Троицы? Зачем было утверждать еще один праздник и «повторяться»?
Причина первая: праздник, установленный против ереси духоборчества
В период становления христианства возникало много ересей и споров о сущности Пресвятой Троицы, о месте каждой ее ипостаси. Церковь последовательно опровергала эти лжеучения, отстаивая правую веру.
В 381 году на Втором Вселенском Соборе была рассмотрена и отвергнута ересь духоборчества. Суть ее была в отрицании Божественного начала Духа Святого. Кто-то из духоборцев «не дерзал назвать Духа Святого ни Богом, ни творением», а кто-то радикально размышлял, считая Духа Святаго творением Бога Отца.
Важно! Дух Святой – одна из ипостасей Пресвятой Троицы! По Символу веры, Он исходит от Бога Отца (в отличие, например, от католицизма) и прославляется НАРАВНЕ с Ним и с Сыном.
Причина вторая: подчеркнуть единосущность Святаго Духа Богу Отцу и Богу Сыну, но не Его тварность
Бог Дух Святой не сотворен, но Он непостижимым образом исходит от Отца Небесного.
Праздник День Святаго Духа призван прославить третью ипостась Пресвятой Троицы.
«Дух Святой – свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий...» (стихиры Пятидесятницы).
Два разных праздника, но один
Духов день является отдельным праздником, но, в то же время, он – продолжение празднования Дня Пресвятой Троицы.
Ведь мы прославляем третью ипостась Троицы и молимся о Его дарах, в том числе о высшем Его даре - даре любви, который является и Его плодом – результатом воздействия на душу человека.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Гал. 5:22)