Творчество Владимира Семеныча навсегда стало частью моей души. Именно оно в наибольшей мере сформировало мою личность. Я не просто люблю Высоцкого - я полностью разделяю его мировоззрение.
Высоцкий - из тех людей, чья смерть ничего не значит: творчество его вне времени. Для меня священно его имя, и ничто и никогда не сможет этого изменить. Именно благодаря ему я очень рано уяснила такие понятия как дружба, честность, преданность, порядочность, благородство, отвага. Я не была бы тем человеком, которым являюсь ныне, если бы не Высоцкий.
Люди для меня делятся не на хороших и плохих, а на тех, кто любит Высоцкого, и тех, кто его не любит.
Его голос - это то, что я слышала с самого рождения. Каждый день. Я росла под его песни. Под них я училась думать и говорить. Они были неотъемлемой составляющей моего детства, и в этом мне сильно повезло. Именно его песни, звучащие с магнитной ленты допотопной аппаратуры, открывали для меня мир, учили размышлять, развивали воображение и исподволь прививали лучшие человеческие черты.
"Высоцкий" - это слово употреблялось в моей семье чаще других. Потому что мои родители были его поклонниками. Они часто о нем говорили, и создавалось такое впечатление, что это член нашей семьи. Так я его, собственно, и воспринимала.
В то время (70-е годы) Высоцкого слушали очень многие. Из каждого окна доносился его голос. Папа любовно создавал себе коллекцию его концертов. Тогда были в ходу магнитофоны с огромными бобинами, и папа, принося от друзей новые записи, добытые "подпольным" способом, делал для себя копии. Многократно копированная любительская запись звучала с треском, с помехами, но все мы были счастливы и целыми днями наслаждались прослушиванием новых песен. Иногда магнитная лента рвалась. Папа ее аккуратно склеивал.
И каждый раз для меня, маленькой, открывался удивительный мир, от которого захватывало дух... мой ум наслаждался восхитительными метафорами, поразительной игрой слов, а душа трепетала от восторга. И нечто теплое, прекрасное, таинственное, до боли родное окутывало меня, вызывая сладкую, радостную тоску; голос Высоцкого, полностью выражающий суть его личности, делал впечатление завершенным, полноценным, дарующим тонкое и глубокое наслаждение.
Каждая его песня - это история со смыслом. Горести и радости мира, нюансы человеческих переживаний - все это открывал мне Высоцкий в своих песнях, и я, ребенок, вполне понимала основную суть сказанного.
Было у нас в то время и несколько пластинок со студийными записями, где Высоцкий поет с оркестром. Музыка, конечно, звучит прекрасно, отлично дополняя его голос.
Я любила Высоцкого почти так же, как своих родителей. И любила тот мир, который так ярко и отчетливо представал передо мной, когда я слушала его песни. Я не все понимала, конечно, досконально, но весело подпевала, четырехлетняя: "А русалка, ну дела, честь недолго берегла, и однажды как смогла родила!"
Серьезные песни мне нравились тоже. Все тонкости человеческой натуры, душевных порывов и взаимоотношений я узнавала из них. Кроме того, они давали мне возможность к философским размышлениям. Я не задавала родителям вопросов, если в тексте мне было что-то непонятно. Я пыталась найти ответ сама. И я находила, радуясь этому; разум мой насыщался сполна. Именно с той поры я предпочитаю доходить до всего без подсказок. "Разжевать и в рот положить" - это не про меня. Песни Высоцкого сделали из меня исследователя и философа.
Трагические коллизии, происходящие в некоторых его песнях, учили меня сопереживать и стремиться к добру. Мне даже снились персонажи его песен-новелл. Все вокруг воспринималось мной через призму его творчества, его идей. Тема Высоцкого была настолько плотно вплетена в канву нашей жизни, что при воспоминании о своем раннем детстве мне в первую очередь слышится его хриплый голос, полный душевной силы.
Мне было 6 лет, когда Высоцкий умер. Помню, мои родители с печалью обсуждали на кухне эту новость, а я тайком подслушивала. Мама не хотела верить. "Да ну, не может быть, - говорила она. - Это, наверное, сплетни... Он же был еще молодой!" Но папа говорил, что это точно. "Умер Володька..."
И никто не видел, как потом я долго плакала в своей кровати... Потому что уже знала, что такое смерть. Я не сказала родителям, что знаю. Я пыталась убедить себя, что это неправда, что Высоцкий не мог умереть. Я в одиночку переживала эту трагедию.
И песни его, ушедшего, наполнились для меня после этого новым, особым смыслом. Слушая их, я пыталась найти ответы на вопросы, которые даже не могла сформулировать - вопросы эти жгли меня, взывали, чтобы быть отвеченными. И какая-то великая истина то и дело приближалась ко мне - и тут же ускользала. Я поняла, что существуют загадки, которые нам никогда не разгадать. Но при этом многое прояснялось для меня, шестилетнего философа, давая счастливую надежду, что смерть - это не конец; это было блаженное чувство, когда мне казалось, что Высоцкий хоть и умер, но тем не менее существует - где-то, не среди нас. Ведь в его песнях загробная жизнь представала не Небытием, а какой-то особенной реальностью. Там, "в гостях у Бога", куда унесли его привередливые кони, пели ангелы "злыми голосами", колокольчик заходился от рыданий... Там был рай, где росли бледно-розовые яблоки, которые можно было нарвать и принести, несмотря даже на то, что тебя убили "без промаха в лоб"... Я верила Высоцкому. Он никогда не лгал - я знала это.
Так, осознание того, что со смертью существование не кончается, помогло мне смириться с тем, что Высоцкого нет среди живых. Его голос продолжал звучать в нашем доме. Меня по-прежнему будили под "Утреннюю гимнастику", а укладывали под "Лукоморья больше нет". На Новый год мы с родителями весело плясали под "Большой Каретный" - это было нашей традицией.
Время шло, и на смену громоздким "бобинникам" пришли кассетные магнитофоны. Стало возможным приобретать записи с приемлемым качеством звучания. А где-то, кажется, в конце 80-х в продажу вышли пластинки с концертами Высоцкого - они выпускались под номерами, и мы с папой за ними буквально охотились, собрав почти всю коллекцию. Эти пластинки лежали у нас отдельно от других, и мы их особо берегли.
Высоцкого в нашей семье цитировали беспрестанно. Мама говорила, что у него есть строчки практически на любой случай. Так оно и есть. А еще мы с родителями и сестрой часто играли в игру: один поет строчку из песни Высоцкого, а другой продолжает. Я почти все его песни знаю наизусть, и даже сейчас готова поиграть в эту игру.
Именно Высоцкий научил меня мыслить творчески и видеть суть вещей. Научил думать, привлекая к этому процессу и духовное начало. Он расширил мой кругозор и привил безошибочное чутье к фальши и пошлости. От него я переняла особый вид юмора. Благодаря ему я знаю, что значит быть настоящим человеком - мне не нужно было этого объяснять. А еще во мне навсегда запечатлелся образ Мужчины, созданный его песнями.
Есть у Высоцкого такая песня - "Я не люблю". Я бы взяла ее в качестве своего кредо. Я не люблю всего того же, чего и он не любил.
Я считаю, что Высоцкий - гений всех времен. Никто и никогда не превзойдет его. Поэтому я не люблю, когда кто-то другой поет его песни. Не стоит этого делать... Не родился еще такой человек, который обладал бы такой же духовной энергией как Высоцкий, выраженной при помощи голоса. Внешность Высоцкого, тексты его песен, голос, музыка, манера исполнения - все это создало идеальное сочетание. И поэтому он велик. Неподражаем. Непревзойден. Отмечен Богом.
И неважно, что он страдал зависимостями. Неважно, что он бросил там какую-то жену (в чем так любят упрекать его пустоголовые обыватели). Он - не иисусик и не святоша, он просто человек.
Причем он - тот человек, который останется чистым, как бы его ни осуждали, - он останется им в силу величия своей личности, в силу недосягаемой высоты своего полета.
Для меня Высоцкий прав во всем, и оправдывать его хоть в чем-то - это значит изначально признавать обвинения в его сторону. Но разве мы имеем на это право? Лично для меня Высоцкий сделал неизмеримо много. Он продолжает влиять на меня. И я знаю, что у него много поклонников даже среди современных молодых людей.
Верный признак гения - это свойство воздействовать на умы через годы.
Высоцкий неисчерпаем. Каждый раз, слушая его песни, прослушанные до того уже тысячи раз, я делаю какие-то новые открытия, нахожу пищу для раздумий. Это ли не удивительно? Высоцкий - это настоящий феномен. Из тех, что Небеса послали нам для того, чтобы мы стали лучше. Даже не представляю, кто бы мог занять в моей душе его место, если бы его не было. Наверное, там была бы пустота...
Не знаю, испытывал ли кто-то подобное тому, что я описала. Было бы интересно узнать об этом. Такой я человек, что помню себя с двухлетнего возраста, и все воспоминания основаны на эмоциях. И Высоцкого в этих воспоминаниях больше, чем чего-либо другого. Под влиянием его творчества возник мой внутренний мир, и это оказало влияние на всю мою жизнь. И я считаю это большой удачей.
Прошу делиться мнением и одобрять статью, если вы согласны со сказанным. А на моем канале нам предстоит обсудить еще много интересного.
Всем добра!