Найти тему
НЭБ

Постоянные конфликты вокруг женщин, денег и больших идей

В нынешний век никто не мыслит своей жизни без телефона. Если случается забыть дома мобильник, то день не ладится и все идет насмарку. И поэтому эксперты Российской государственной и Национальной электронной библиотек создали для широкого круга читателей приложение «НЭБ Свет» — золотую бесплатную библиотеку книг, фильмов и спектаклей для вашего смартфона!

Сегодня мы продолжим наш рассказ о том, что можно отыскать в «НЭБ Свете» и одновременно на сайте НЭБ. На этот раз в фокусе сочинения известного русского писателя и мыслителя мирового значения Федора Михайловича Достоевского (1821–1881).

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)

В литературе Достоевский дебютировал в 1846 году романом «Бедные люди», на который поэт Николай Некрасов откликнулся словами «Новый Гоголь явился!». Действительно, раннее творчество Достоевского продолжает традиции Гоголя с его жалостью к «маленькому человеку» и острой социальной критикой. Герой и героиня произведения, Макар Девушкин и Варенька Добролюбова, бедны, одиноки и несчастны. В письмах они рассказывают друг другу о своей жизни и петербургских нравах, делятся переживаниями и постепенно сближаются. Посредством эпистолярного жанра прозаику удается передать всю приниженность положения «скромных людей» и их бунт против системы.

Обложки книг «Бедные люди» и «Идиот»
Обложки книг «Бедные люди» и «Идиот»

В 1849 году в жизни и творчестве писателя наступает перелом: молодой Достоевский за участие в революционном кружке приговаривается к казни. В последний момент смертный приговор писателю заменяют десятилетней ссылкой. Творчество Достоевского 1860–70-х годов — это романы со сложной философской проблематикой и противоречивыми героями (так называемое «Великое пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»). Достоевский первым решается передать в своих текстах пограничные, экстремальные состояния человека. Его герои всё время спорят, врут и путаются в собственном вранье, каются и исповедуются. Интересно, что особенности характеров его героев имеют и биографическое объяснение: в детстве писатель пережил издевательства отца-садиста, боролся с зависимостью от азартной игры, с эпилепсией и долгами, мучился от жестокой любви, похоронил двоих детей, а о своей вере говорил, что она прошла «через великое горнило сомнений».

1. Анна Достоевская. Жена писателя. 1863 г. 2. Ф. М. Достоевский. 1876 г. Фотография Иоганн-Николай Досс. 3. Портрет Ф. Достоевского работы В. Петрова. 1872 г.
1. Анна Достоевская. Жена писателя. 1863 г. 2. Ф. М. Достоевский. 1876 г. Фотография Иоганн-Николай Досс. 3. Портрет Ф. Достоевского работы В. Петрова. 1872 г.

В приложении «НЭБ Свет», прежде чем приступить к чтению, можно ознакомиться с краткими ответами на вопросы к тому или иному произведению: «Что это за книга?», «Кто ее автор?», «Как она появилась?» и «Что в ней интересного?». О романе «Подросток» написано, что повествование посвящено взрослению молодого человека Аркадия Долгорукого, которого все называют подростком, хотя ему в книге уже 19 лет. Что роман Достоевского привлекает своим авантюрным сюжетом: в нём можно найти и незаконнорожденных детей, и борьбу за наследство, и сцены разврата, и, наконец, юношеское разочарование в прежних идеалах. В конечном счёте это роман о семейных тайнах, которые Аркадию так и не удаётся распутать до конца. «Подростка» можно назвать альтернативной версией «Отцов и детей»: если в романе Тургенева конфликт поколений увиден глазами постороннего автора, то здесь сам главный герой захвачен этой проблемой и пытается разрешить её на протяжении всего романа. Сын долго и мучительно изучает отца, пытается его понять, а в процессе запутывается в своих чувствах и желаниях. Сам Достоевский так формулирует свою идею: «Он [Подросток] ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьём». В этом трудном движении подросток влюбляется в одни идеи, разочаровывается в других и, наконец, становится взрослым.

1. Рисунок Достоевского на черновиках к роману «Идиот». 2. Раскольников и Мармеладов. Художник М. Клодт. 1874 г.
1. Рисунок Достоевского на черновиках к роману «Идиот». 2. Раскольников и Мармеладов. Художник М. Клодт. 1874 г.

Следующий роман, который можно найти в приложении «НЭБ Свет»«Преступление и наказание». Криминальный сюжет детектива «наизнанку» (имя убийцы и состав преступления известны с самого начала) совмещается здесь с глубоким философским содержанием: Достоевский размышляет о том, насколько свободен человек в своих поступках и можно ли возвыситься над людьми, преступив закон.

В 1865–1866 годы (время создания остросюжетного бестселлера) писатель находится в крайне стеснённом финансовом положении: после смерти брата Михаила он берёт на себя долги покойного, его осаждают кредиторы. Достоевский усердно работает над романом всю осень 1865 года, но в конце ноября сжигает написанное и начинает заново. Кризис наступает в июне 1866-го: согласно договору с издателем, Достоевский должен представить к ноябрю новый роман, иначе он потеряет все права на свои книги и будет окончательно разорён. Писатель решается на «небывалую и эксцентрическую вещь» — писать два романа одновременно. Параллельно с «Преступлением и наказанием» он сочиняет «Игрока» — и здесь происходит одно из главных событий его жизни: для скорости он решает нанять стенографистку, ему рекомендуют молодую девушку Анну Сниткину, Достоевский диктует ей «Игрока». Роман завершён меньше чем за месяц, писатель спасён. Вскоре он делает Сниткиной предложение, в начале 1867-го она выходит за Достоевского замуж и до конца его дней остаётся настоящим его ангелом-хранителем. В канун нового, 1867 года «Преступление и наказание» окончено — невероятный темп для одного из главных романов в истории мировой литературы. Достоевский жаловался в письме: «Я убеждён, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу, Тургенев умер бы от одной мысли».

1. Старуха-процентщица. Иллюстрация Д. Шмаринова, 1935–36 гг. 2, 3. Обложки книг «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»
1. Старуха-процентщица. Иллюстрация Д. Шмаринова, 1935–36 гг. 2, 3. Обложки книг «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»

Конечно, для «НЭБ Свет» оцифрованы и «Братья Карамазовы». Что это за книга? Прежде всего, это история распада семьи. Главное, что связывает героев Карамазовых помимо родства — это постоянные конфликты: вокруг женщин, денег и больших идей. Через эти споры и дрязги Достоевский рассуждает о Боге, религии, свободе воли и смерти, сталкивая разные точки зрения своих персонажей. Поэтому в «Карамазовых» чередуются и дополняют друг друга мажорные и минорные тональности: страсти, кипящие между персонажами, сопровождаются теософскими дебатами, остросюжетный детектив сменяет житие святых, а мелодрама соседствует с откровенной чертовщиной.

Набережная. Иллюстрация Ильи Глазунова. 1982 г.
Набережная. Иллюстрация Ильи Глазунова. 1982 г.

Согласно одному из первых планов «Карамазовых», персонажи романа — типичные представители своего времени, где «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». Впрочем, существует версия, что братья отражают идейный путь Достоевского от его атеистических воззрений в кружке петрашевцев до формирования религиозных идеалов, к которым писатель пришел к концу жизни. Общемирового признания роман достиг в XX веке, оказав влияние на творчество Франца Кафки, Мартина Хайдеггера, Альбера Камю и даже Зигмунда Фрейда.

Надеемся, пользоваться приложением «НЭБ Свет» вам понравится и оно станет вашим верным и незаменимым помощником. Ведь это не просто библиотека в кармане, это ваш путеводитель и консультант в литературе, музыке, киноискусстве. А еще «НЭБ Свет» — это не скучно!