Про многих выдающихся художников говорят: «Он опередил своё время». Но сегодня, я хочу представить вам замечательного художника, который не стремился вперёд, не был новатором. Он не только не опережал свою эпоху, но и скорее всего отставал по некоторым параметрам. И тем не менее, оставил нам в наследство чудесные произведения искусства.
Я не знаю его имени. И никто не знает. Это было характерно для той эпохи. Имя художника полагалось чем-то малозначащим. Работы не подписывались. Гораздо позже, чтобы хоть как-то различать этих великих анонимов прошлого, искусствоведы дали им условные «имена». Часто по главным произведениям. Сегодняшнему нашему герою досталось такое – Мастер Вышебродского алтаря. Точные годы его жизни также неизвестны – примерно середина XIV века. Самые догадливые из читателей, наверное, уже поняли, что он был чехом. Его главное произведение, с именем которого он и вошёл в историю, датируется примерно 1345-1350 годами. Это были самые первые годы удивительного культурного подъёма Праги и окрестностей. На какое-то время столица Чехии стала политическим и художественным центром всей Священной Римской империи. В 1346 году Карл 4 из Люксембургской династии становится королём Чехии и одновременно Германии. А в 1355 его избирают императором. Правление Карла 4 оставило огромный след в истории Чехии и это очевидно хотя бы из известных всему миру названий - Карлов мост, Карлова площадь, Карлов университет, Карловы Вары, замок Карлштейн. Это всё тот самый Карл. Мастер Вышебродского алтаря не был королевским художником, эту должность занимали другие выдающиеся мастера. Но он работал в ту же эпоху, скорее всего при дворе одной из главных аристократических семей королевства.
Как нетрудно догадаться Вышебродский алтарь (давайте всё-таки сохраним привычное нашему уху и взгляду произношение и написание) происходит из монастыря в городе Вишши-брод, в Южной Чехии, недалеко от популярного у наших туристов места – Чешски-Крумлова. В настоящее время все или почти все части алтаря находятся в Национальной галерее, в Праге, а точнее, в той её части, которая расположена в бывшем монастыре св.Анежки. Там, в окружении других, не менее великолепных шедевров вы и можете увидеть творения Мастера Вышебродского алтаря.
Почему так впечатляют эти произведения искусства? С точки зрения живописной техники они содержат множество ошибок. Впрочем, в те годы даже в передовых итальянских городах-государствах понятия о перспективе, цвете и о многом другом, что сейчас лежит в основе классической школы живописи, только начинали формироваться. Во-первых – это удивительная живость, эмоциональность, непосредственность. Я бы даже сказал – детскость восприятия мира, в хорошем смысле этого слова. Во-вторых, на мой взгляд, следует отметить удивительную смелость художника. Полностью оставаясь в рамках канона, он не сковывает свою кисть, не боится смелых поз, образных трактовок, ярких цветовых сочетаний. В-третьих, интересно не только любоваться этими великолепными произведениями искусства, но и рассматривать детали, подробности.
Пожалуй, для вступления вполне хватит, пора переходить к созерцанию.
Обратите внимание на двух павлинов, сидящих сверху на символическом троне Марии. Это древний (как минимум с V века) христианский символ бессмертия и будущего райского состояния души.
А какой чудесный Архангел! Вот тут немного крупнее
Хорошо знакомый нам по восточно-христианской традиции иконографический тип «Умиление»
А какие здесь великолепные фрагменты!
«Иосиф у телетайпа»
Чудесная идиллия от животных
Снова Иосиф, но на сей раз организующий ванночку для Младенца, с помощью оставшейся анонимной помощницы. Посмотрите, какие интересные жесты. Она как будто говорит ему: «Лей больше, не жалей».
Тут даже свой Пётр I есть, правда не Романов, а Рожмберк (Розенберг). Один из представителей знатного аристократического рода, предок которого в 1259 основал Вышебродский монастырь. Видимо при их дворе и работал Мастер. Вот он Пётр I из XIV века с гербом Рожмберков
Какие элегантные жесты, движения рук и взглядов в эпизоде поклонения волхвов (впрочем, как и во всём цикле)
Да, деревья просто схематично «развешены» на золотом фоне. Но посмотрите на этих замечательных птиц – щегла, снегиря и удода
Здесь, несмотря на трагизм происходящего, множество великолепных образов – два ангела, служащий (с кадилом) и ужасающийся (закрывающий лицо руками). Кровь Христа, льющаяся на одежды Богоматери. Светлые образы Марии Магдалины (у подножия Креста) и особенно апостола Иоанна (тем более, в сравнении со злословящим, указывающим пальцем, сзади). Кстати, обратите внимание и апостол Иоанн, и Мария Магдалина и даже 2 ангела изображены рыжеволосыми. Это интересно потому, что примерно в то же самое время рыжий цвет волос считался чуть ли не указателем на связь с нечистой силой (например, во Франции)
Пьета, не от Микеланджело, но тоже выдающаяся.
Какие разные эмоции в сцене Вознесения
Завершает эту подборку замечательное изображение Пятидесятницы. Как я уже говорил, технические ошибки с лихвой компенсируются живостью, непосредственностью, искренностью, стремлением придать каждому персонажу индивидуальный, эмоционально окрашенный облик
Ни один из апостолов не похож на другого
Несмотря на то, что в этой статье нет шедевров архитектуры, только живописные, я думаю, она вполне может стать органичной частью пражского цикла, в котором уже вышло одно видео и одна галерея
Красавица Прага. Виды со Староместской ратуши.
Красавица Прага. Градчанские зарисовки