Найти тему
Игорь Манкин

Почему в Тайге реки опаснее. Местные реку Шиву обходят стороной

Тайга на Оби в силу её характера приняла такое распространение, которое сильно затрудняет движение сплавщиков, а в первые годы и баракоты (баракоты — особые лодки, предназначенные для перевозки людей и грузов по речным порогам). В тайге и при порогах и в других местах появления судов движение по Оби носит особый характер.

В бассейне реки Она (с притоком Керженец) имеется много прекрасных, хорошо оборудованных порогов. Начав сплав, можно ждать днищевых шивер. Вначале река сильно петляет, но ниже порога «Сосьва» она вливается в более широкое русло и сильно расширяется (10—12 километров при высоте обрыва 8—10 метров). Схождение реки с крутых сопок ниже порогов «Левый» и «Красноярка» сопровождается одними из самых сильных и опасных шивер на всей Оби.

В месте слияния реки с Волгой на месте слиянья Оби и Камы образовались, наряду с низкой крутой поймой, громадная плоская пойма с руслом, заваленным валунами и обломками деревьев.

Кроме того, река, берущая начало с Енисея, протекает в широком и диком ущелье: громадные скалы то поднимаются один над другим и заканчиваются высокими острыми вершинами, то нависают над рекой огромными каменными утесами, преградившими путь.

Вот этот тупик и называют «Шивера». Плавание по Шиве трудно ещё и потому, что склон и дно реки очень глинистые, а берега — крутые. Начинается сплав обычно с притопленого бревна, затем в глине врезаются плоты и баркасы, которые опрокидывают друг друга. Нередки случаи, когда плот переворачивается. Пронизывающий ветер в горах и открытая шивера делают сплав опасным и затрудняют возможность движения по порожистой реке.

Долгое время неорганизованная сплотка сплавщиков бывала в Шиве настолько сильной, что суда, объятые пламенем, не в силах были двигаться вперёд.

Реку Турухан можно назвать рекою мирового значения по количеству таких порогов, как «Крутой Исток» и т. д.