Часто наблюдаю, как многие родители, дождавшись правильного произношения трудного звука, хотят мгновенного использования его в речи ребенком. И, конечно же, разочаровываются в логопеде, когда узнают, что звук сразу в речи не появится, и впереди довольно длительный этап под названием "автоматизация", который ложится на плечи родителей.
В данной статье расскажу об особенностях автоматизации звуков, последовательности их введения в речь, и экономии на логопедических занятиях во время данного этапа речевой коррекции.
Итак, разные группы звуков подчиняются схожим принципам автоматизации. Как правило, при полиморфном нарушении (когда страдают свистящие, шипящие, соноры) логопедическая работа начинается с более простых по артикуляции звуков, - свистящих (с,з,ц). Когда добились правильного изолированного произношения звука, переходят к автоматизации в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ), затем - в обратных (ас, ос, ус...).
Очень часто родители не знают, что твердый и мягкий звук различаются по артикуляции и берутся отрабатывать мягкую фонему вместе с твердой. Без разрешения логопеда лучше этого не делать.
После отработки звука в слогах, можно переходить к словам. Последовательность следующая: начало слова, середина, конец. Исключение составляют звонкие звуки, которые оглушаются в конце слов (з, ж). Автоматизируя звуки з и ж, проговариваем прямые слоги, а также в позиции между гласными (аза, оза, уза, иза...), в начале и в середине слов. Автоматизация шипящих ч и щ имеет свою особенность: данные звуки отрабатываются сначала в обратных слогах, а уже потом в прямых; сначала в конце слов, затем - в начале.
Разнообразить скучное повторение слов на заданный звук помогут различные упражнения: посчитай от 1 до 5 (одна сова, две совы...) и в обратном порядке; назови ласково; один - много; придумай предложение с заданным словом; раздели слово на слоги.
Детям нравится игра "Доскажи словечко" или "Придумай рифму" на материале чистоговорок: са-са-са - в лесу живёт...лиса. Главное условие при работе над звуком - подбирать материал, который не содержит других трудных звуков, ещё не поставленных логопедом. Исключение составляет этап дифференциации, когда ребенок изначально смешивает оппозиционные звуки в речи и работа ведётся над их различением (с и ш, р и л).
Эффективна работа по автоматизации и на материале стихотворений, потешек, при соблюдении условия исключения других проблемных звуков. В сети интернет легко найти подобные тексты.
После отработки группы свистящих звуков, переходят к более сложным - шипящим звукам, а затем - к сонорам.
Так, ускорить процесс автоматизации и сократить оплату логопедических занятий - вполне реальная задача, стоящая перед заинтересованными родителями. Чем быстрее автоматизируется и войдёт в речь проблемная группа звуков, тем быстрее логопед приступит к постановке новой группы. Случается так, что специалист в каждом индивидуальном случае берётся за коррекцию сразу нескольких звуков, исходя из возможностей ребенка. Но такой "фокус" срабатывает не всегда ввиду наличия сложной речевой патологии.
Итак, тесное сотрудничество с логопедом, выполнение его рекомендаций, сократит коррекционный процесс и сэкономит ваши финансы.
Если статья была полезной, ставьте отметку "нравится" и подписывайтесь на канал.