Сюжет
Почему «Зелёная книга»? Зелёными книгами в США называли путеводители по южным штатам для чернокожих водителей. В этих книгах отмечали отели, в которых готовы были размещать афроамериканцев.
События фильма происходят в 1962 году. Чернокожий пианист Доктор Дон Ширли отправляется в турне по южным штатам. Это был очень смелый по тем временам поступок. Права чернокожих на Юге ущемлялись. Законодательно ограниченные в правах афроамериканцы не имели права посещать те же школы, что и белые, есть в тех же кафе, их обслуживали в отдельных магазинах.
В 1956 году случился эпизод, который упомянут в фильме: на концерте в Бирмингеме, штат Алабама, на Нэта Кинга Коула напали расисты и избили Коула за то, что он играл "белую" музыку.
В такое непростое время Доктор Ширли решает отправиться в турне. Для поездки ему нужен был водитель, который в состоянии был бы его защитить в случае необходимости.
Доктор Ширли пригласил в качестве водителя и сопровождающего в турне вышибалу одного из Нью-Йоркских ночных клубов Тони Валлелонга по прозвищу Тони Болтун. Клуб закрыли на ремонт, а у Тони была семья. Он был рад любой работе.
В какой-то степени Тони был расистом. Когда к нему в дом пришли чернокожие рабочие, и жена Тони налила им лимонад, стаканы Тони потихоньку от жены выбросил. Вот у его жены действительно было доброжелательное и непредвзятое отношение к людям.
Оговорив условия сотрудничества, Доктор Дон Ширли и Тони Болтун направляются в Южные штаты. Поначалу они с трудом друг друга переносят. Дон Ширли талантливый, интеллигентный, образованный, но, по сути, ужасный сноб. А Тони его антипод - простодушный и открытый. По лицу Дона можно понять, что он думает о Тони, слушая его болтовню.
Постепенно герои проникаются взаимным уважением.
Доктор Ширли помогал Тони писать жене трогательные письма.
Тони же не один нос разбил, защищая Дона.
Тони видел, что несмотря на талант, чернокожему артисту не дозволялось посещать туалет, в который ходят белые, или рестораны, в которых едят белые. Расистские умонастроения Тони постепенно сошли на нет.
В последнем штате Доктор Ширли отказался выступать после того, как его попросили покинуть ресторан, где обслуживали только белых. И Тони поддержал своего друга, хотя знал, что ему не заплатят, если Дон не выступит.
Когда они вернулись в Нью-Йорк, Тони пригласил Дона к себе на Рождество, а его расистски настроенным друзьям и родственникам пришлось прикусить языки и освободить место за столом для нового друга Тони.
После этой поездки между Тони и Доктором Ширли завязалась многолетняя дружба. Они дружили до самой смерти и умерли в 2013 году с разницей в несколько месяцев.
Реальная история, которая легла в основу фильма
Действительно были такие люди: Дональд Ширли и Фрэнк Энтони Валлелонга (Tony Lip).
Картина снята по мотивам книги Ника Валлелонга, сына Тони.
Практически все события, которые происходили в фильме, имели место, но, быть может, они были слегка приукрашены, чтобы приковать внимание зрителей.
К сожалению, родственники Дона Ширли после выхода картины заявили, что между героями не существовало никакой дружбы. Якобы Дон Ширли предпочитал соблюдать субординацию и воспринимал Тони как своего работника. Обратите внимание, это по заверениям родственников музыканта. Эти люди разбили мне сердце.
Родственников также возмутило, что авторы картины заявили о наличии конфликта в семье музыканта. По сюжету у Дона был один брат, с которым он не поддерживал отношения. На самом деле братьев было три. Ещё была сестра. И уже будучи взрослыми они между собой прекрасно общались. Опять же по заверениям родственников.
У меня вызывает сомнение возмущение кровных родственников. Ну, а кто скажет про себя, да, мы не общались, такая уж у нас семья. А неподтвержденная гомосексуальность артиста, на которую явно указывали создатели картины, их не удивила? Дон Ширли каминг-аутов не совершал. Я допускаю, что он вовсе не был геем. Возможно, будь он жив, лично его шокировала бы именно эта сторона его жизни, которая так неприглядно преподнесена в фильме.
Видимо, сейчас настолько модно быть толерантными гомосексуалистами, что те моменты в картине, которые действительно могли оскорбить артиста, остались незамеченными его чуткими родственниками.