Найти в Дзене

Иосиф Волоцкий — святой и политик

Церковное хозяйствование – тема, обсуждаемая не одну сотню лет, — и сейчас не потеряла своей актуальности. Почему же стало возможным существование понятия церковной собственности? По-светски надуманное мнение, что приобретением собственности Церковь реализует свою жажду власти, не может быть убедительным для людей, стремящихся к объективности. «Татьянин день» предлагает обратиться к спору прп. Нила Сорского и прп. Иосифа Волоцкого, чтобы поразмышлять — было ли появление у Церкви собственности обосновано исторически?

ФИЛИПП АНДРЕЕВ

  Иосифо-Волоцкий монастырь
 Иосифо-Волоцкий монастырь

Фигуры двух русских святых — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — центральные в духовной жизни России второй половины XV века, подвергались разным интерпретациям в церковной и светской публицистике и историографии. Основное направление при этом в «либеральной мысли» (например, у Бердяева) составляет критика в адрес прп. Иосифа. Общим местом становится утверждение, что благодаря Иосифу Волоцкому монастыри стали заниматься «несвойственной им деятельностью» — т. е. принимать активное участие в экономической жизни страны, погрешать против Христовой заповеди не собирать себе имений на земле. Из этого утверждения делается стандартный вывод, что монашествующие, осуетившись в хозяйственных заботах, уходили от активной молитвенной жизни, забывали об истинном смысле монашества. Другим предметом критики стала доктрина прп. Иосифа о государственной власти.

Я не собираюсь писать апологию святому — занятие неблагодарное, и тем не менее не собираюсь критиковать прп. Нила Сорского, которого часто представляют жестоким антагонистом св. Иосифа. В этом маленьком эссе я хотел бы предложить всем задуматься над уникальностью позиции Иосифа Волоцкого и попытаться понять его как с точки зрения его современников, так и с нашей «колокольни».

Царствование Иоанна III ознаменовало окончательное падение монгольского ига, активное собирание русских земель вокруг Москвы, упрочение международной позиции государства, занятие Москвой места Византии в качестве оплота Православия. Наряду с видимыми успехами можно отметить духовное неравновесие, своего рода «брожение умов».

Нил Сорский, в молодости побывавший на Афоне, стал одним из столпов северного монашества на Руси. Склонный к отшельничеству, он избрал все же «промежуточную» ступень уединения — скитскую жизнь с двумя-тремя братьями. Главный акцент монашеской жизни и монашеского подвига прп. Нил видел во внутреннем умном делании, умной молитве. Труд и хозяйственная деятельность монахов полезны поскольку-постольку: не для осуществления масштабных «проектов», а для того, чтобы не отягощать мир милостыней. Нищета есть добродетель и для монаха, и для монастыря: «Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию… Возлюби нищету и нестяжание и смирение». Они являются условием проведения внешней аскетической жизни, но и та есть не цель, а средство для правильного направления своего ума к умной молитве, «теорию которой (едва ли практику) Нил первый принес на Русь из мистической Греции». (Г. П. Федотов, «Святые древней Руси»).

  Преподобный Нил Сорский
 Преподобный Нил Сорский

Позиция Нила Сорского по отношению к вопросу о церковном имуществе, выраженная на церковном Соборе 1503 года, когда «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием», логическим образом вытекала из его идеала монашества. Поэтому в течение определенного времени он находил поддержку у светских властей, но восставил против себя значительную часть всей Русской церкви.

Диаметрально противоположную в некотором смысле установку являет прп. Иосиф: «Прежде о внешнем благообразии попечемся, потом и о внутреннем хранении», — слова из его «Устава». Что это — апология законничества, фарисейства, обрядоверия? Надо правильно истолковать эту фразу преподобного. Думается, что в этих словах — выражение учения Церкви о том, что к обoжению призвана не только душа человека, но весь человек и весь тварный мир. Каждый уровень бытия входит в вечность своим особенным образом. И св. Иосиф очень остро это чувствовал, направляя свои усилия как на внешнее, так и на внутреннее.

Очень важно рассмотреть в связи с этой установкой на всесторонность христианского делания взгляды св. Иосифа на политико-экономические вопросы — в первую очередь, на монархию и церковное землевладение. Прп. Иосиф был ярким апологетом имперских (в положительном смысле слова) идей, а также отстаивал особый статус православного государя: «Царь убо естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен вышнему Богу». Здесь св. Иосифом делается оговорка, которая напрямую отсылает нас к Евангелию[1]. Иосиф достаточно трезво относился к реальным политикам, которые отходили от церковного идеала. Так он пишет в «Просветителе»: «Аще ли есть царь над человеки царствуя, над собой же имать царствующия страсти и грехи… неверие и хулу… — таковый царь не Божий слуга, но диавол». Церковный историк А. В. Карташёв замечает, что св. Иосиф стал духовным предтечей концепции «Третьего Рима»: не озвучивая ее сам, он своими сочинениями и своей деятельностью подготовил почву для восприятия русскими людьми идеи ответственности за все вселенское Православие.

Вместе с восхвалением монархического идеала, св. Иосиф является твердым противником секуляризации в отношении церковных имуществ: «Церковная бо… вся Богови суть посвящены и на ино что не расточаются, разве на убогия и странныя и плененныя… Князь же… аще от сих что возьмет на своя потребы, яко святотатец от Бога осудится». Это тоже вписывается в его концепцию активного служения Церкви в земном мире. Он обосновывает необходимость церковного землевладения не только необходимостью попечения об убогих, но еще и тем, что у Церкви должен быть прочный экономический базис для ее собственной духовной «прочности»: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцев, отколе взяти на митрополию, или архиепископа, или епископа? А коли не будет честных старцев и благородных, ино будет вере поколебание».

  Преподобный Иосиф Волоцкий
 Преподобный Иосиф Волоцкий

В этих словах преподобного мы видим здравое рассуждение: церковное имущество в известной степени обеспечивает духовную независимость Церкви. Проводя широкую аналогию, можно сказать, что и прп. Нил, и Иосиф стремились к духовной самодостаточности, самобытности Церкви, но шли к этой цели совершенно разными путями: один — углубляя жизнь «внутреннего человека», другой — увеличивая присутствие Церкви во всех сферах жизни общества. Один — через милость, другой — через строгость, один — снисхождением, другой — властью.

Строил ли прп. Иосиф «Царство Божие на земле»? Мы знаем, что во всеобщей перспективе это невозможно, и этого не мог не сознавать богослов и знаток Св. Писания, каковым был преподобный. У себя в обители Иосиф, помимо строгого соблюдения устава и эффективной хозяйственной деятельности, осуществил такие полезные начинания, как больница, библиотека, приют для детей-сирот, богадельня; во время голода он кормил окрестных крестьян за счет запасов монастыря. Благодаря политике св. Иосифа, крестьяне «стоги своя участиша и умножиша жито себе, и бяше Иосиф во всей той стране, яко светило сияше» (житие прп. Иосифа). Как пишет Карташёв, этот монастырь, «хотя и отгороженный стеной от мира, но пространственно — в самом мире, для скорой ему помощи».

Путь Нила и путь Иосифа являются не противоположными, а дополнительными друг к другу. Жизнь Церкви была бы не полна, не будь в ней как активного преобразования мира через труд, так и преобразования самого себя через молитву. Хочется закончить цитатой из Карташева, который, говоря о мировоззрении прп. Иосифа, замечает, что для него было характерно «не отречение, отвержение и бегство от родного клочка земли, а посвящение этого земного блага Богу и Церкви. Это положительное отношение к земному благоустройству (ныне сказали бы «христианская экономика и политика») есть простое, бесхитростное (без богословских обобщений) строительство Града Божия на земле в нашей национальной истории».

Литература:

1. А. В. Карташёв. Очерки по истории Русской Церкви.
2. Р. Г. Скрынников. Крест и корона.
3. Г. П. Федотов. Святые Древней Руси.
4. Н. А. Бердяев. Русская идея.

Примечания:

[1] «Царям подобает поклонятися и служити телесне а не душевне, и воздавати им царскую почесть, а не человеческую»

Впервые опубликовано 29 января 2005 года