Найти тему
SBL

Эффект «Зловещей долины» - что это такое? (знакомая жуть)

Обычно если вижу фильм с роботами, я часто внутренне напрягаюсь. Есть в них что-то жуткое и непонятное. Особенно, если эти роботы похожи на нас с вами... Впервые такое чувство посетило, когда я увидел Т-1000 во втором «Терминаторе». С виду - как человек, но было что-то в его взгляде, его движении пугающее, чужеродное. Именно этот персонаж, почти несокрушимый произвел впечатление, которое, как оказалось, имеет вполне научное обоснование. И называется эффектом «Зловещей долины».

Эффект "Зловещей долины"
Эффект "Зловещей долины"

«Зловещая долина» - наиболее трудно поддающийся описанию и анализу эффект человеческого восприятия. И, вместе с этим, один из наиболее частых эффектов вокруг нас. Мы сталкиваемся с «долиной» в играх, в кино, на презентациях моделей андроидов, даже встречаемся с подобным явлением на картинах художников (вспомните картины Босха). Впрочем, обо всём по порядку. И начнём мы с того, что попробуем понять, что же являет собой эта самая «зловещесть» долины.

-2

В самом распространённом понимании эффектом «Зловещей долины» называют феномен, когда человек (я или кто-то из вас) видит объект (куклу, робота, картину или читает его описание в книге), причём объект знакомый ему в повседневности, и чувствует к нему отвращение или страх, ужас перед ним. Причем это состояние становится всё более отталкивающим при попытках, к примеру, робота, вести себя подобно живому человеку. Чем больше искусственное создание пытается быть человеком, тем большее недоверие и ужас оно вызывает. То же самое равноценно и в случае с кинофильмами, мультиками, играми и другими видами искусства, то есть подобный эффект можно наблюдать везде, где используются человеческие образы.

Роберт Патрик в роли T-1000. К/ф "Терминатор 2: Судный день"
Роберт Патрик в роли T-1000. К/ф "Терминатор 2: Судный день"

В самом первом случае, в случае с кино, подобные приемы любят использовать режиссёры ужастиков и фантастики, дабы пощекотать нервишки зрителям. Вызвать необъяснимый, иррациональный ужас от действий персонажа, внешне напоминающего человека. И такой подход пугает гораздо сильнее, чем горы мяса или смакование расчленёнки в кадре (да-да, вспоминаем «Пилу»!). Тут стоит вспомнить экранизацию «Сайлент Хилла», любую версию фильма «Звонок» или даже провалившийся в прокате фильм «Прометей» (с андроидом Дэвидом). В каждом случае зритель чувствует что-то ему непонятное, что отталкивает от образа на экране, будь это монстры-медсестрички в первом примере, либо призрак девочки Садако или же высокотехнологичный робот. Они пытаются выглядеть как люди, вести себя так же, даже копируют некие привычки и эмоции. Но всё равно мельчайшее несоответствие выдаёт в этих объектах их чудовищность, «неправильность».

-4

В мультипликации та же ситуация – за последние десятилетия вы вряд ли найдёте большое количество произведений с проявлением «Зловещей долины». Художники намеренно добавляют в облики героев некие внешние специфические черты, мимику, которая не дает образу перешагнуть невидимую границу между принятием и отвращением. Или нарочито нехарактерные человеку движения, которые, тем не менее не делают из графики нечто неприятное и настораживающее. Иными словами, что киноделам, что мультипликаторам постоянно приходится балансировать на острие бритвы, пытаясь удержать внимание зрителя правдоподобным персонажем, но не сделать его слишком правдоподобным, пугающим.

-5

По этой же причине и современная игровая индустрия, при всём богатстве своих вычислительных способностей и возможностей предпочитает стилизовать протагонистов игр, а не делать их фотореалистичными. Вспомните, чем закончилась попытка сделать подобные текстуры лиц в The Elder Scrolls4: Oblivion? Всё верно – полным провалом. Все современные проекты, даже AAA-уровня, наподобие Horizon Zero Dawn, DooM, Call of Duty и Battlefield намеренно уходят от точного соответствия образов живым людям. И сознанием картинка происходящего на экране воспринимается как мультик, но не реальность. Хотя мощности компьютеров позволяют создавать и рендерить в реальном времени не просто реалистичные прически, но и симулировать поверхность кожи, глаз, имитировать движения совсем не отличимые от действий и параметров реального, живого человека. Однако этого не происходит в большинстве случаев именно из-за тонкой грани между нормальным и отталкивающим.

-6

Что же касается классических видов искусства, то есть литературы или кукольного театра, то тут истоки появления эффекта «Зловещей долины более глубоки. Так Мэри Шэлли создала чудовище Франкенштейна нарочито похожим на человека, даже излишне похожим, жутким в своей реальности. Эта работа стала в 19 веке, пожалуй, квинтэссенцией идей о создании искусственного человека (гомункула). Поэтому, как можно наблюдать, эффект «долины» наблюдался гораздо раньше современности. То же самое прослеживается и в живописи, когда художники вроде Босха или Франсиско Гойи создавали свои странные и пугающие полотна. Герои их картин были чрезвычайно правдоподобны в своём безумии и внешности, хотя являли собой, к примеру, божеств римского пантеона или просто отражение образов из подсознания автора, то есть существ далёких от обычного человека и по сути своей практически непостижимых.

Франсиско Гойя. Два старика едят суп. 1819–1823© Museo del Prado
Франсиско Гойя. Два старика едят суп. 1819–1823© Museo del Prado

Будет ли когда-либо дано полное и всеобъемлющее описание феномену «Зловещей долины» или это явление так и останется одним из самых загадочных в массовой культуре – неизвестно. Однако, возможно именно наличие такого почти мистического, иррационального ощущения ужаса перед человекоподобностью машин или других объектов, все ещё удерживает человечество от порабощения искусственным интеллектом? Ведь факт того, что многие кинорежиссёры или писатели-фантасты смотрели вперёд дальше и видели возможное развитие человеческой цивилизации чётче вряд ли стоит оспаривать. Ведь многие прогнозы изобретений и явлений получили своё воплощение в реальной жизни, и, кто знает, возможно, именно поэтому человек всё ещё старается создавать себе подобным роботов не настолько реалистичными. Быть может именно эффект «Зловещей долины» - это последний рубеж в сохранении человечеством своей идентичности как мыслящих разумных существ, не идеальных, а индивидуальных, обладающих своими достоинствами и недостатками. А вы как думаете?

Долины
0