Кинематограф двигают выдающиеся актеры, которых принято называть «лицом экрана и эпохи».
Хорошее кино делают талантливый режиссер, изобретательный сценарист, но последнее слово обычно все-таки остается за артистом, которого зритель в конечном счете видит на экране, в то время как остальные создатели картины остаются за кадром.
Поэтому неудивительно, что главная ставка обычно делается на исполнителей главных ролей: рекламодатели размещают их лица на плакатах и постерах; в промо-трейлерах их стараются представить в самом выгодном и заманчивом виде. Но кинематограф – настолько сложный и многогранный вид искусства, что благодаря оригинальному сценарию и грамотной режиссуре успех обеспечен даже той ленте, в которой герой ни разу не показывает своего лица.
Дракон в исполнении Бенедикта Камбербэтча
Трилогия П. Джексона про приключения неутомимого и предприимчивого хоббита Бильбо в блестящем исполнении британского актера Мартина Фримана считается менее удачной, чем «Властелин колец», который в начале 2000-х взорвал мировой кинематограф, положив начало бурному развитию жанра фэнтези на экране.
Эпичные съемки в обоих проектах, разумеется, не могли обойтись без графона, графики и красочных спецэффектов. А некоторые персонажи по сюжету выглядят настолько необычно, что привычный грим даже при его современных возможностях не годился для полноценного перевоплощения актера в образ. Поэтому внешний облик таких героев создавался на компьютере с помощью технологии захвата движений и мимики.
Именно таким образом другой известный актер с Туманного Альбиона Бенедикт Камбербэтч сыграл огнедышащего дракона Смауга. «Шерлок» подарил ему пластику, а главное, – свой неповторимый низкий голос, который уже стал классикой (почти как эталонный британский английский язык в исполнении Стивена Фрая). Разумеется, породистое лицо Бенедикта осталось за кадром, так что поклонникам его творчества остается лишь слушать зловещие речи дракона Смауга.
Невидимый, но гениальный Иннокентий Смоктуновский
Фильм А. Тарковского «Зеркало» (1974 год) является общепризнанным шедевром. Не сразу принятый и понятый на родине, он мгновенно получил высокие оценки западноевропейских кинокритиков и зрителей. К счастью, через некоторое время он нашел свое место под солнцем и в нашей стране, получив статус шедевра.
Главный герой картины Тарковского – умирающий поэт Алексей, который как бы заново переживает свою жизнь в форме обрывочных воспоминаний и сновидений.
Зритель наблюдает его непростые отношения с матерью, женой и сыном; сопереживает его тоске, видит его в детском, юношеском возрасте и, наконец, – на смертном одре. Но он не имеет возможности наблюдать Алексея-повествователя, который на протяжении всего фильма комментирует свои воспоминания, больше похожие на видения.
Эту необычную роль исполнил неподражаемый Иннокентий Смоктуновский, который ни разу не появился в кадре. Однако его неповторимый голос с характерными низкими нотками сразу выдает гениального артиста, который, даже оставаясь не видимым зрителю, не имеет себе равных в перевоплощениях.
Безумный Шляпник в умопомрачительном гриме
Харизматичный, экстравагантный и невероятно обаятельный Джонни Депп съел собаку на странноватых, диковатых и немного сумасшедших персонажах.
Шлейф этих ролей тянется за ним с туманной молодости: еще до появления на широких экранах слегка безумного, но по-своему гениального капитана Джека Воробья в послужном списке Джонни уже значились такие фильмы, как «Эдвард руки-ножницы», «Бенни и Джун», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», где он сыграл чудных парней.
В фильме же «Алиса в стране чудес» Джонни, по-видимому, решил переплюнуть самого себя, представ перед зрителями в образе Безумного Шляпника с ненормальным гримом, за которым даже самые преданные фанаты артиста с трудом узнают своего любимца. Бледный макияж, цветные тени на веках, копна рыжих волос под аляповатой шляпой и измененный цвет глаз – все это делает Джонни почти неузнаваемым.
Тем не менее, характерная походка, манера игры и привычные жесты все-таки разоблачают старину Джонни даже под этой фееричной маской. Очевидно, режиссер Тим Бертон решил сразить зрителей наповал буйным сочетанием красок на лице своего любимого актера, и это ему отчасти удалось.
Впрочем, несмотря на хорошие кассовые сборы фильм получил смешанные отзывы зрителей: очевидно, не все остались довольны смелыми экспериментами Бертона с гримом, графоном и визуальными спецэффектами, которых в этом фильме слишком много даже для мрачно-сказочного сюжета.
Кира Найтли vs Натали Портман: кто лучше?
В первом эпизоде «Звездных войн», который называется «Скрытая угроза», главной героиней является нежная, но отважная королева Падме Амидала. Эту роль исполнила американская актриса Натали Портман, которая уже была довольно известна в мире кинематографа. По сюжету королеве регулярно угрожает опасность из-за бесчисленных подковерных политических интриг, поэтому в критические моменты ее подменяла двойник – верная служанка Сабэ в исполнении британской актрисы Киры Найтли.
В отличие от Натали, на момент съемок Кира еще не была известна широкому зрителю, так как до «Пиратов Карибского моря» еще оставалось целых четыре года. Режиссер пригласил девочку на съемочную площадку во многом из-за ее сходства с Натали.
В сценах, где Сабэ изображала королеву, Кира представала перед камерой в экзотическом гриме, в котором щеголяла Падме в особенно торжественных случаях. На этих кадрах Кира в буквальном смысле не похожа на саму себя, что, очевидно, и было задумкой режиссера. Ну а личность служанки Сабэ явно не интересовала создателей приквела, поэтому ее настоящее лицо зритель так и не увидел.
Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра
Георгий Милляр – выдающийся советский актер, который за свою жизнь много раз переиграл Кощеев, баб-яг, чуд-юд, которые по иронии судьбы стали визитной карточкой его довольно внушительной фильмографии. Сказочный сюжет априори предполагает живописные декорации в стиле древнерусского фольклора и красочный грим, под которым трудно, а порой – почти невозможно узнать исполнителя той или иной роли. В первую очередь, это касается персонажей-не людей, которые в старых добрых советских фильмах выглядят самым уморительными или устрашающим образом.
В этом отношении Георгий Милляр, пожалуй, переплюнул всех своих коллег по цеху. Его Кащеи как в черно-белых, так и в цветных фильмах получились реальными злодеями, а чудо-юдо из киноленты «Варвара-краса длинная коса» вышло и смешным, и страшным одновременно.
В фильме-сказке «Морозко» лицо Милляра, сыгравшего злобную бабу-ягу, неузнаваемо благодаря жутковатому гриму, растрёпанным седым волосам и рваным тряпкам на голове, в которые он не постеснялся нарядиться. Ужимки артиста и его хриплый, каркающий голос усиливают зловещий эффект, который резко контрастирует с реальным портретом этого замечательного артиста.