Нижегородский мастер создаёт из сигарных коробок музыкальные инструменты – гитары. И это – не сувениры, а вполне рабочие инструменты. Канал «Сурово о финансах» не мог пройти мимо и расспросил Евгения Богушева о подробностях.
- Как пришла идея создания «сигаретных гитар» (как они, кстати, правильно называются)?
- Называется сей инструмент «сигарбокс-гитара» (cigar box guitar). Увидел как-то на ютьюбе ролик Бо Диддли, который зажигательно пилил на занятной конструкции из палки, сигарной коробки и одной струны. Этакий Паганини от блюза. Вспомнил, что где-то в закромах валяется коробка от кубинских сигар «Ромео и Джульетта», приспособленная под хранилище винтиков и гаечек. Припиндрючил палку от швабры, натянул струну – и залип. Неделю извлекал из инструмента блюзоподобные звуки, потом захотелось чего-то более полноценного. Выдрал гриф из старого убитого банджо – сваял уже четырехструнный сигарбокс. За «нАчать» понеслось «рАзвить» и «углУбить». Следующий гриф пилил уже самостоятельно. С ладами. А вчера закрутил последний болт в крышку уже юбилейной 30-й гитары.
-Есть ли какая-то история у этого искусства, назвать промыслом язык не поворачивается?
- Сигарбокс – инструмент родом с американского Юга. История идет аж с середины XIX века. Разумеется, у нигг… пардон, чернокожих рабов Луизианы и Миссисипи, денег на музыкальные инструменты отродясь не водилось, а поиграть хотелось – ритм и музыка у них в крови. Как же ещё скрасить тяжелые трудовые будни на плантациях? Ну и, соответственно, в ход шло всё, что можно найти на помойке. Метлы, ящики, жестянки и, в первую очередь, сигарные коробки, которые валом валялись на заднем дворе любого салуна. Собственно, сигарбокс-гитара и породила блюз. Понятно, что лады изначально на таких инструментах не делали. Да и понятие «мензура» для негров, не кончавших консерваториев, было сродни понятию «синхрофазотрон». А звук просто пальцами на безладовом инструменте извлечь – та еще задача. Поэтому родился своеобразный метод игры – слайдом. С помощью отколотого бутылочного горлышка (bottle neck). История сигарбокс-гитар продолжается до сих пор. Естественно, больше на территории бывшей Конфедерации – на Миссисипщине и Нью-Орлеанщине.
- Есть известное выражение, что Россия – страна неритмичная и вообще, русские – они угрюмые и безрадостные. А тут такой «хулиганский» инструмент. Как оно сочетается?
- Позволю себе в корне не согласиться. На Руси была прекрасная традиция скоморошества, которая накрылась медным тазом из-за религиозных причин. Так всевозможные гудки, гусли и прочие струнные тоже делались зачастую из подручного дерьма и палок. Те же ложки – бытовой перкуссионный инструмент, который всегда под рукой. Волынки, кстати, тоже были свои. А уж рожков, жалеек и прочих дуделок – вообще несть числа разновидностей. Так что про угрюмость – зря, зря. В музыке потребность была всегда. Особенно в тяжелые моменты, когда в минуты отдыха трехлинейка менялась на трехрядку. «Только взял боец трехрядку – сразу видно – гитарист». Гитара и балалайка – тоже теперь вполне русские инструменты, хоть и завозные изначально.
- Гитары – сувенирные или же на них можно полноценно играть?
- Абсолютно полноценные инструменты. Конечно, уже далеко не аутентичные, с подключением к усилителю, делаются не только ножом и стамеской, а более современными методами.
- Есть ли какие-то виртуозы игры именно на сигарбокс-гитарах? Где и как их можно услышать/увидеть?
- Набираете в поиске YouTube cigar box guitar – и всё случится. Вплоть до видеоуроков игры – настройка сигарбоксов, которые традиционно трёх- и четырёхструнные, отличается от настройки традиционной гитары, поэтому и техника игры немного иная. Среди имен могу навскидку назвать упомянутого Бо Диддли, Джастина Джонсона, группы The Budrows и The Damned And Dirty. Да и великие с сигарбоксами засветились. Маккартни, Леннон, Ричардс… Есть фотоподтверждения в Гуглях. В Стране Родных Осин тоже хватает любителей. Например, Макс Ильин из довольно известной группы «Собаки Качалова».
Да и у меня появился канал с моими инструментами - https://www.youtube.com/channel/UCiFMysqLe6vt5UfCroM4g_A
- Коллекционеры подобных гитар – индивидуалисты или есть некое сообщество для совместного времяпрепровождения?
- В России о каких-то сообществах кроме интернет-форумов по интересам я не слышал. А в Штатах – это целая культовая тема. Есть сигарбокс-фестивали, магазинчики с инструментами, интернет-площадки, где можно закупиться комплектующими из серии «сделай сам».
- Вы в Нижнем – единственный мастер? В Поволжье есть ещё? В России?
- В Нижнем – пока один. По крайней мере, других не знаю. Есть мастера в Москве и Питере.
- Сколько стоит обзавестись подобной гитарой?
- В принципе, ваяние сигарбоксов для меня - не коммерческий проект. Нравится возиться. Одинаковых инструментов не делаю в принципе – неинтересно. Расходятся по причине тотального перенаселения квартиры звучащими предметами. Чихать дома страшно – все вокруг резонирует. У меня ведь помимо сигарбоксов – коллекция всяческих этноинструментов, которые привожу из всевозможных бродилок по глобусу. От бухарского рубаба до индийского ситара. Все играбельно и используется.
Цена же зависит от комплектации и материала. От 7000 до 10000 в среднем, но верхнего предела нет – вдруг попросят сделать инструмент из эбенового дерева с инкрустацией золотом и жемчугами…
По времени изготовление инструмента может занять две-три недели. Из которых большую часть занимает высыхание клея, краски и прочих лаков.
- А можно ли сделать банджо, балалайку, скрипку?
- Если говорить только об инструментах из сигарных коробок, то можно сделать всё, что изначально имеет деревянный корпус-резонатор. Я, например, делал ирландский бузуки и аппалачский дульцимер. Балалайку, скрипку, мандолину – пожалуйста. Скрипки-сигарбоксы, кстати, тоже в КША времен Гражданской вполне делали. По звуку, конечно, не Гварнери, но для кабацких потанцулек вполне хватало.
С банджо – другая история. Их изначально тоже делали из того, что валяется, но звучала там кожа, натянутая на барабан из тыквы или донышка от бочонка. Поэтому из сигарной коробки полноценного банджо не выйдет. Близкое звучание может получиться, если использовать, например, коробку, закрытую сверху жестянкой. Типа автомобильного номера. Есть и такая тема в прикладном гитаростроении – называется License plate guitar. Таких я тоже сострогал парочку. Или взять жестянку из-под моторного масла (Oil can guitar). Такой инструмент – в планах. Но это уже – другая история…
Записал Константин Барановский