"Я сам!" каждый ребёнок рано или поздно говорит такую простую, но одновременно сложную фразу. Что для вас означает эта фраза?
Фраза, которую родители хотят и боятся услышать. Идеальная картина: мама просит ребенка убрать игрушки в своей комнате, и он сразу же идет и раскладывает все по местам. Картина еще идеальнее: ребенок видит беспорядок в комнате и сам убирает игрушки по местам. Но в жизни чаще бывает иначе.
Почему некоторые дети очень самостоятельные, а другие ждут, когда им разрешат что-то сделать? Некоторые могут сказать, что всё зависит от характера или темперамента малыша. В то время как другие будут доказывать, что всё зависит от воспитателя. Давайте разберемся, от чего всё-таки зависит самостоятельность ребенка? Как формировать самостоятельность ребенка? Нужно ли, чтобы ребенок был самостоятельным?
Часто родители говорят своим детям, что им делать: иди почисти зубы, умойся, переоденься. И так каждый день - ребенок выполняет ценные указания родителей, они довольно говорят о том, какой он у нас самостоятельный, но будет ли это самостоятельностью? Выполнить сказанное родителями – это не самостоятельность, а послушание. Ну и что тут плохого скажите Вы? Отвечу: послушные дети делают только то, что им говорят, они не инициативны, пассивны и бездейственны – отсюда и возникают многие психологические проблемы, с которыми сталкиваются в школьные годы. «Не может четко сформулировать мысль? Ничего сам не сделает без напоминания!» В будущем из таких детей получится прекрасный исполнитель, но такой ребенок никогда не будет лидером.
Бывает, что даже после просьбы со стороны родителей, ребёнок не идёт делать то, что ему сказали. Дело в том, что дети любят тянуть с выполнением родительских просьб. Есть выражение, что “дело должно отлежаться в столе”. Дети тоже очень быстро схватывают эту схему и активно пользуются ей. Подождать, а потом родители сами все сделают. Так происходит потому, что взрослым важнее добиться результата, а не самостоятельности.
Представим, ребенок рассыпал макароны. И вот он возится с ними минут 10, пытаясь собрать их все. Что вы сделаете? (Соберу сама) Это ошибка. Ребенок ее быстро считывает и понимает, что он не справился, им недовольны. Захочет ли он в следующий раз сам все убрать? Нет, ведь есть же мама, которая лучше знает, которая сама отлично все сделает. Рано или поздно, но сделает. Изо дня в день ребенок начинает понимать, что ему не обязательно проявлять инициативу - мама с папой сделают всё сами за него. Ребенок переходит в пассивную роль. Как не допустить развитие такой ситуации?
Очевидно, позволять ребёнку делать всё самому. Не делать за него, а помогать ему. Излишняя осторожность и опасения родителей, что ребенок сделает что-то не так, что он что-то испортит, мешают развитию самостоятельности.
Необходимо создавать ситуации, когда самостоятельность ценится, становится привлекательной и в какой-то мере престижной для ребенка. Первое время лучше помогать выполнять свои же просьбы. Это как в плавании: нельзя учить плавать, бросая ребенка в воду. Здесь отлично работает 4-этапная схема:
1 шаг. Мама сама собирает игрушки и предлагает малышу помочь ей.
2 шаг. Мама и ребенок вместе начинают уборку.
3 шаг. Ребенок убирается в комнате, мама приходит на подмогу.
4 шаг. Ребенок все делает сам.
Таким образом, ребенок постепенно поймет, зачем ему это надо и будет сам проявлять инициативу.
Главное не забудьте поблагодарить, похвалить и обратить внимание на то, как стало красиво или как сильно он помог, например, маме, папе, бабушке, что у них появилось больше времени на совместные игры.