Стандартных средств ОС достаточно, чтобы провести хорошую «уборку» и освободить несколько гигабайт памяти для ценных файлов
Собрал основные варианты, на что стоит обратить внимание, если нужно быстро вернуть заполненную память. Никакие сторонние инструменты не потребуются.
Используйте встроенную в ОС утилиту для очистки диска
Для масштабной очистки лучше использовать одноимённую системную утилиту «Очистка диска»: в Windows 10 она доступна в приложении «Параметры» («Система» → «Память»), в более ранних версиях Windows — через меню «Свойства» при нажатии правой кнопкой мыши на используемый диск в «Проводнике». Самые объёмные файлы находятся в категории «Временные файлы». Это предыдущие установки Windows, файлы журнала обновления, файлы оптимизации доставки, интернет-файлы, диагностические данные и прочее. В совокупности их удаление поможет освободить десятки гигабайт, поэтому рекомендуется чаще проверять, сколько всего накопилось за последние несколько месяцев, и своевременно удалять весь мусор.
Удалите историю, кэши и другие данные в браузере
Любой посещённый веб-сайт сохраняется в истории, а его элементы (изображения, видео, звуки и так далее) — в кэше для более быстрой загрузки в дальнейшем. Это однозначно удобно в контексте закладок, так как избранные веб-сайты открываются десятки раз каждый день. Но для одноразовых посещений случайных страниц такая «забота» браузера превращается в огромный журнал данных, способный занимать немалый кусочек в общей памяти компьютера. Смотрите, как дела обстоят у вас, и чистите то, что считаете лишним. Точно освободите несколько сотен мегабайт, как минимум. И приятный плюс: сегодня большинством браузеров поддерживается удаление данных при закрытии. Приложение само почистит выбранные элементы.
Удалите неиспользуемые учётные записи и их данные
Помимо основного владельца, компьютером также могут пользоваться члены семьи и друзья. Естественно, у каждого отдельный рабочий стол, свой набор файлов и разные задачи. Для этого обычно создаются дополнительные учётные записи, каждая из которых соответственно хранит собственные данные. Если вы в настоящее время уже не предоставляете доступ другим пользователям, то удалите их учётные записи. Под удаление попадут все личные файлы, в том числе документы, фотографии, музыка и загрузки.
Как удалить учётные записи и данные семьи:
- Откройте приложение «Параметры».
- Перейдите в раздел «Учётные записи».
- В боковом меню нажмите «Семья и другие пользователи».
- Выберите учётную запись, которая больше не используется, и нажмите кнопку «Удалить».
- Подтвердите выбор нажатием кнопки «Удалить учётную запись и данные».
Переместите часть локальных файлов в облако
Бесплатный тариф в сервисе OneDrive от Microsoft предлагает 5 ГБ облачного хранилища. Базовый объём в аналогичном «Google Диске» составляет 15 ГБ. Первый уже встроен в Windows 10 для всех пользователей, второй можно просто интегрировать, превратив в папку в «Проводнике». Получается 20 ГБ дополнительной памяти — почему бы не найти им практическое применение? Сейчас у многих быстрый и стабильный интернет, можно конвертировать часть локальных файлов в облако и открывать их в режиме онлайн. Наверняка найдутся какие-то непостоянные файлы, которые требуются в определённый момент — облако для них является идеальным вариантом.
Как включить файлы OneDrive по запросу:
- Нажмите на значок OneDrive в правом нижнем углу панели задач.
- Нажмите «Справка и параметры» и перейдите в «Параметры».
- В разделе «Файлы по запросу» установите галочку «Экономьте место и скачивайте файлы по мере их использования».
- Нажмите «OK» для сохранения настроек.
После этого переместите файлы в папку OneDrive и сделайте их доступными только в режиме онлайн, то есть с подключением к интернету. Выполните следующие действия:
- Откройте «Проводник».
- Перейдите в папку OneDrive в боковой панели.
- Выберите файлы и папки.
- Щелкните правой кнопкой мыши и нажмите «Освободить место».
Отключите режим гибернации, если он вам не нужен
Windows 10 сохраняет массив данных на жёстком диске перед каждым завершением работы, чтобы сохранить текущий сеанс. Когда вы запускаете компьютер снова, кэш гибернации позволяет продолжить с того места, где работа остановилась в прошлом. Хотя это очень удобная функция, пригождается она далеко не всем и для сохранения информации в файле hiberfil.sys требуется много гигабайт пространства. Если у вашего компьютера заканчивается память, удаление кэша гибернации освободит место для более значительных файлов.
Как отключить кэш гибернации:
- Откройте «Командную строку», обязательно в режиме администратора.
- Введите команду «powercfg /hibernate off» и нажмите Enter.
- Готово! Кэш гибернации перестал работать и больше не будет хранить файлы.
Если ваш компьютер работает от сети и вы не пользуетесь спящим режимом, то:
- Откройте приложение «Параметры».
- Перейдите в раздел «Система».
- В боковом меню нажмите «Питание и спящий режим».
- Под заголовком «Спящий режим» в раскрывающихся списках выберите «Никогда» и сохраните изменения.
- Откройте утилиту «Выполнить» (сочетание клавиш Windows + R).
- Введите команду «powercfg -h off».
- Нажмите «OK» для сохранения настроек.
После выполнения вышеописанного спящий режим будет отключен, а файл hiberfil.sys — удалён.
Удалите автономные карты, лишние языки и компоненты
Проверьте, установлены ли на вашем компьютере автономные карты (городов или стран) для приложения «Карты Windows», лишние пакеты локализации (языки интерфейса или системы) и дополнительные компоненты (проигрыватель Windows Media Player, распознавание лиц Windows Hello, дополнительные шрифты, средства удалённого администрирования, распознаватель математических знаков и тому подобное). Смело удаляйте неиспользуемые и остальные вещи, которые вы, вероятно, даже видите в первый раз.
Как удалить автономные карты: «Параметры» → «Приложения» → «Автономные карты» → Удалить все карты».
Как удалить пакеты локализации: «Параметры» → «Время и язык» → «Язык» → «Предпочитаемые языки» → «Удалить».
Как удалить дополнительные компоненты: «Параметры» → «Приложения» → Приложения и возможности» → «Приложения и возможности» → «Дополнительные компоненты» → «Удалить».
Очищайте корзину и удаляйте старые файлы загрузок
Конечно, самый очевидный, однако не менее эффективный способ — регулярно чистить корзину и следить за папкой «Загрузки». Чтобы упростить процедуру, советую включить «Контроль памяти», тогда процесс автоматизируется. Компьютер будет автоматически освобождать пространство только в нужный момент, когда на диске становится недостаточно места. Функция удаляет ненужные временные файлы, содержимое корзины и папку загрузок. Очистку также можно настроить по заданному вами расписанию: например, не конкретно в момент, когда заканчивается память, а ежедневно или каждый месяц, при этом файлы из корзины и загрузок могут удаляться ещё чаще — через день или две недели (крайние сроки включают 30 и 60 дней).