А сегодня мы с вами поговорим об интересных фильмах, основной смысл которых многие из нас могли понять неправильно, а иногда и вовсе с точностью до наоборот. Давайте попробуем разобраться, о чем же на самом деле эти киноленты.
Планета Ка-Пэкс (K-PAX), 2001
Аннотация. Однажды в Манхэттенском психиатрическом институте появляется необычный пациент. Мужчина в черных очках заявляет, что является пришельцем с планеты Ка-Пэкс. Незнакомца берет к себе на обследование опытный доктор Марк Пауэлл, однако даже он со временем начинает сомневаться в том, что его собеседник — человек.
В чем смысл? У этого фильма вовсе не открытая концовка, как принято думать. Главный вопрос, который возникает у зрителя в финале киноленты — был ли Прот инопланетянином с планеты Ка-Пэкс, вселившимся в человека по имени Роберт Портер, или он и является Робертом Портером, который зачем-то вообразил себя пришельцем? Конечно же, второе. На это указывают сразу несколько признаков, хотя их и нельзя назвать очевидными. В рассказах Прота есть некоторые нестыковки. Первое — в одном из разговоров он утверждает, что примчался на Землю в ту же минуту, когда его позвал Роберт Портер. В другом — сообщает о том, что лететь на Землю нужно несколько месяцев. Как же так? Вторая нестыковка — Прот прибывает к Роберту Портеру ночью, но ведь в фильме нам ясно дают понять, что для перемещения инопланетянину нужны солнечные лучи. Да и на все доводы в пользу того, что персонаж является пришельцем, есть вполне логичные объяснения, указывающие на то, что Прот — это выдуманная личность, возникшая в голове Роберта Портера, потерявшего семью, которую убил рецидивист. Именно поэтому на планете Ка-Пэкс нет института брака — чтобы не было больно при потере близких (посмотрите, с какой теплотой Прот качает на качелях дочку Марка Пауэлла). Именно поэтому на Ка-Пэксе нет судов — потому что на Земле они не работают, раз рецидивист вновь сотворил зло и убил женщину и ребёнка. Ка-Пэкс — это планета, жизнь на которой является производным от психологического состояния Роберта Портера. Ок, а откуда у Прота такие знания об астрономии? Да потому что Роберт Портер ей серьезно увлекался, как и его отец, кстати. «Планета Ка-Пэкс» — это фильм о сломанном человеке, который придумал себе новую личность, чтобы справиться с горем.
Душа (Soul), 2020
Аннотация. Джо работает школьным учителем музыки, хотя его мечта — выступать в джазовом клубе. Однажды ему удаётся проявить себя с самой лучшей стороны перед главной звездой игры на саксофоне современности. Мужчина безумно рад, однако в тот же день падает в люк и оказывается в коме. Его душа отправляется на тот свет. Там главный герой знакомится с другими душами — одни уже покинули наш мир, другие ждут своего часа, чтобы вселиться в младенцев. Джо решает во что бы то ни стало вернуться на Землю, чтобы осуществить мечту. Но для этого ему необходимо помочь душе №22 решить ее проблему.
В чем смысл? Мультфильм, в котором так часто говорят о талантах человека как о чем-то неимоверно важном, на самом деле занимает совершенно иную позицию по отношению к ним. И пример главного героя Джо демонстрирует именно это, как бы нам всем не казалось обратное. Всю свою жизнь мужчина мечтал о том, чтобы стать джазовым музыкантом, несмотря на то, что его отец потерпел неудачу, имея то же самое стремление. И вот, в самом конце мультфильма Джо наконец осуществляет мечту. И что же он чувствует в этот момент? Разочарование. «Я думал, что это будет иначе» — говорит протагонист. Так о чем же мультфильм? Он об обществе, которое постоянно твердит нам, что нужно обязательно иметь мечту и стремиться к ней. А если у тебя нет мечты? Придумай! При этом мечта должна быть связана с достижением различных социально одобряемых успехов. Обратите внимание на душу номер 22, второго героя кинопроизведения. Ведь именно подобному давлению она и сопротивляется. Даже на том свете все вокруг заставляют личность обзаводиться талантами и пытаться их реализовать. И именно с таким положением дел душа 22 и не согласна. В это трудно поверить, но на самом деле в идейном смысле Джо и душа номер 22 — это один и тот же персонаж. В глубине своего «я» Джо понимает, что его мечта стать музыкантом — это на самом деле вовсе не его мечта, а тот конструкт, который был ему навязан. Действия Джо в конце мультфильма и поведение души номер 22 на протяжении всей истории подтверждают это. В итоге ближе к финалу оба героя приходят к выводу, что так называемая «искра» — это не обязательно какая-то социальная направленность, по которой нужно идти. Счастье — это не достижение успеха, счастье — это внутреннее состояние, которое может и не зависеть от того, преуспел ли ты в каком-то деле. Хватит смотреть на то, каким видит тебя общество, твердит нам мультфильм. Будь счастлив здесь и сейчас, даже если пока не реализовал себя, а, возможно, никогда и не реализуешь.
Иди к папочке (Come to Daddy), 2019
Аннотация. 35-летний Норвал приезжает к отцу-отшельнику, которого не видел долгие 30 лет. Неожиданно старик начинает вести себя так, будто не рад появлению сына, хотя сам же того и пригласил. Когда секреты этого дома, расположенного в глуши, начинают всплывать, главному герою приходится взять волю в кулак, чтобы справиться со всеми вызовами судьбы, которые ему выпадают.
В чем смысл? Сначала нам заявляли, что это хоррор. Затем фильм назвали триллером. А вскоре создатели признали, что мы имеем дело с черной комедией. А что же это на самом деле? Главный герой ленты — 35-летний инфантил Норвал, — которому при воспитании явно не хватало отцовского примера. В результате он вырос большими ребёнком, воображающим себя успешным человеком, а на самом деле ничего из себя не представляющим. Когда старик позвал парня к себе в гости, тот сразу же приехал, что говорит нам о том, что Норвалу всю жизнь очень нужен был отец. Отец и сейчас нужен главному герою. Ближе к концу фильма, когда парерь узнает о том, что его родитель заточен в подвале, вопреки своей природной трусости Норвал все же прикладывает все силы, чтобы справиться со смертельным трудностями. Происходит своего рода ускоренное становление, взросление — отец поддерживает сына, а тот расправляется с бандитами. Когда Норвал узнает о том, что один из преступников угрожает его семье, он отправляется по его следу и в конечном итоге убивает мерзавца. Несмотря на то, что его отец — тот ещё делец, а мать — бывшая проститутка, Норвал все равно рад, что наконец обрел семью. Ради нее он мгновенно повзрослел, ради нее он устранил негодяев, ради семьи Норвал теперь способен на всё. «Иди к папочке» — это драматический фильм о семейных ценностях, об отцовском воспитани, как бы смешно это не звучало. Он о мужском начале, которому трудно проявить себя в современном мире из-за различных обстоятельств — как в социуме, так и в отдельно взятых случаях. Но в экстремальных ситуациях твой внутренний первобытный мужчина вполне может проснуться и напомнить о себе. Особенно, если рядом есть поддержка в лице отца.
Под Сильвер-Лэйк (Under the Silver Lake), 2018
Аннотация. Неудачник Сэм, снимающий квартиру в Лос-Анджелесе, знакомится с обворожительной девушкой, в которую влюбляется. Однако неожиданно на следующий день она исчезает. Главный герой решает во что бы то ни стало найти красотку, и это намерение окунает его в мир загадок и теорий заговора, которыми полон Голливуд.
В чем смысл? Фильм, который состоит из множества загадок, включая свою самую основную, заключающуюся в вопросе о том, не является ли весь его сюжет плодом больного воображения его главного героя, на самом деле говорит нам о совершенно других вещах. Мы можем сколько угодно разгадывать тайны, пришедшие к нам из масскультуры, но имеет ли это хоть какой-то смысл? Многие зрители этого фильма давно обратили внимание на то, что некоторые его загадки ведут либо в никуда, либо друг на друга. Чем это может быть, если не шуткой создателей ленты? На самом деле фильм довольно чётко даёт нам понять то, что поп-культура мертва, а копаться в ее останках — занятие, возможно, и увлекательное, но совершенно бессмысленное. Нет правильных ответов, нет заговоров, нет тайн. А если даже и есть, то какой смысл всего этого касаться, если не хочешь сойти с ума? Не согласны? Тогда попробуйте разгадать «Под Сильвер-Лейк». Попробуйте побродить по этому кинолабиринту и поискать в нем смысл. Удачи.
Достать ножи (Knives Out), 2019
Аннотация. Успешный писатель детективных романов приглашает свое большое семейство на празднование своего 85-летия. Однако ближе к вечеру, когда все гости разбрелись по своим гостевым комнатам, старика находят мертвым с ножевым ранением на шее. На место преступления вызывают полицию, а вскоре в особняке появляется и частный детектив Бенуа Блан. Мужчине предстоит разобраться с запутанным клубком, состоящим из лжи, корысти, зависти и разных пугающих секретов каждого из присутствующих в этом большом доме.
В чем смысл? Маскируясь под детектив и являясь им номинально, этот фильм на самом деле представляет собой историю совершенно иного характера. Кинолента смеется над стандартными детективными приемами, даже издевается над ними. Смотрите сами. Главный ее сыщик не ведет никакого расследования, а просто наблюдает за тем, как персонажи сами раскрывают себя. Некоторые важные улики падают ему в руки совершенно случайно. О личности убийцы мы узнаем в середине картины, после чего фильм трансформируется в легкий триллер, который лишь ближе к концу вновь обретает черты детектива, хоть и снова бутафорского. В самом конце, серьёзно подумав, мы понимаем, что всё это вовсе не то, к чему мы привыкли — лента на самом деле является драматическим кинопроизведением с конкретной и даже довольно банальной идеей — показать то, что плохие люди должны остаться с носом, даже если представляют собой богатую белую элиту, а хорошие люди, профессионалы своего дела, старательные и работящие, должны рано или поздно завладеть их ресурсами — просто потому что заслуживают их больше. Если ты сын, дочь, внук, внучка или еще какая-то родня богатого человека, но всю жизнь паразитировал на чужих успехах, лишь делая вид, что проявляешь какую-то деятельность, то рано или поздно судьба может наказать тебя за это, оставив без денег и без будущего. И будет права. По крайней мере, по мнению создателей этого фильма. Авторы в очередной раз напоминают нам о том, что финансовое превосходство современной элиты достигнуто, во-первых, не совсем честно, а, во-вторых, вовсе и не ей самой, а ее предками. А значит, вопрос о моральном праве на владение теми или иным ресурсами вполне может в определенный момент встать очень остро.
При создании этой статьи использованы некоторые рассуждения из YouTube-каналов «ЭПИЗОДЫ» и «Скрытый смысл» (автор сам их смотрит и рекомендует подписаться).
А на этом пока всё. Не забывайте, что ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие этого канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо.
Подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.
С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока.