Найти тему
Train and Brain

Цифровая сцепка вагонов - продолжение "кулака Брежнева", часть 2. Какие решения предлагались и чего мы ждем к 2030 году?

О цифровизации сцепки задумываются и в Новом Свете. В США в отличие от Европы исторически ставка делается на грузовое железнодорожное сообщение. Поэтому там давно отказались от стяжки, заменив ее на автоматическую сцепку Джаннея. В перспективе ожидается, что она также будет дополнена цифровыми решениями.

Это второй, завершающий выпуск цикла #сцепка

Первая часть здесь

В России уже давно забыли о стяжке, повсеместно используется автоматическая сцепка. Но организовать движение с учетом возрастающих грузопотоков становится все сложнее.

Были попытки
наращивать вес вагона, но для этого нужно усиливать инфраструктуру. Другой вариант — увеличить длину поезда. Но это решение оказалось далеко не оптимальным. Провести по перегону такой состав легко, а с обработкой возникают проблемы. Сортировочные станции просто не могут принять бесконечно длинные поезда, их приходится расцеплять, а это и время, и дополнительные трудозатраты.

Также пробовали пускать поезда на одинаковой скорости на определенном расстоянии. Но в этом случае интервалы между составами оказывались слишком большими и пути не использовались максимально эффективно.

Виртуальная сцепка вагонов, Германия, тестирование, источник: http://www.zdmira.com/
Виртуальная сцепка вагонов, Германия, тестирование, источник: http://www.zdmira.com/

Поэтому для оптимизации железнодорожных перевозок в России стартовал проект «Виртуальная сцепка». Благодаря этой технологии два грузовых поезда идут по одной нитке графика с минимальным безопасным интервалом, используя разработанную «АВП Технология» интеллектуальную систему автоматизированного вождения поездов с распределенной тягой ИСАВП-РТ-М. «Поездные диспетчеры и дежурные по станции должны принимать следующий на виртуальной сцепке поезд как один, но понимать, что реально это два разных состава», – подчеркивает начальник Управления организационно-­технологического обеспечения комплексных проектов АО НИИАС Николай Шабалин.

Специально для нашего ресурса комментирует эксперт Дмитрий Тихонов, генеральный директор ООО "АВП-Технология".

Дмитрий Тихонов, генеральный директор ООО "АВП-Технология", источник: https://trainandbrain.ru/
Дмитрий Тихонов, генеральный директор ООО "АВП-Технология", источник: https://trainandbrain.ru/

👇

В конце января 2020 года на участке Хабаровск – Находка Дальневосточной железной дороги завершился очередной этап опытной эксплуатации передовой отечественной технологии «Виртуальная сцепка». Окончание данного этапа является отправной точкой к внедрению технологии на участке железной дороги Карымская – Находка общей протяженностью 3156 км, которая позволит обеспечить пропуск до 15 грузовых поездов в сутки дополнительно. Для обеспечения работы технологии на этом участке требуется оснастить 240 локомотивов серии 3ЭС5К необходимыми техническими средствами.

Заложенные в технологию «Виртуальная сцепка» алгоритмы позволяют сократить интервал попутного следования грузовых поездов с текущих 8–12 минут до 4–6 минут.

Внедрение технологии планируется в том числе за счет модернизации ранее установленных на локомотивы серии 3ЭС5К Универсальных систем автоведения электровозов грузового движения (УСАВП-3ЭС5К) и интеллектуальных систем управления автоматизированного вождения поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине поезда локомотивами (ИСАВП-РТ), разработанных в 2010–2014 годах и внедряемых с 2015 года компанией «АВП Технология».

Ведущий и ведомый локомотивы соединены по радиоканалу. Реального, физического сцепления между поездами нет, поэтому виртуальная сцепка не требует дополнительного времени на состыковку и расцепку состава. «Поезда, которые следуют в виртуальной сцепке, прибывают на станцию один за другим, например на соседние пути. И трогаются составы по той же схеме: отправился ведущий, следом отправляется ведомый», – говорит Николай Шабалин.

Пилотные испытания виртуальной сцепки стартовали в прошлом году. Интервал следования поездов удалось сократить до 7—8 минут против 12 минут по классической технологии. Экономическая эффективность прорывного решения – повышение на 20% пропускной способности наиболее грузонапряженных участков железных дорог. «Также виртуальная сцепка увеличивает безопасность движения и облегчает работу локомотивных бригад», – говорит главный конструктор ИСАВП-РТ компании «АВП Технология» Михаил Пясик.

Интеллектуальная система ИСАВП-РТ берет на себя автоматизированное управление тягой и всеми видами торможения. На экран машинисту выводится информация о расположении поездов на профиле пути, расстоянии межу ними, ограничениях скорости, приближении объектов инфраструктуры.

Контроль безопасности движения, источник: https://trainandbrain.ru/
Контроль безопасности движения, источник: https://trainandbrain.ru/

Чтобы водить на виртуальной сцепке поезда, необходимо оборудовать соответствующими устройствами локомотивы. Всего в этом году разработанной «АВП Технология» (входит в ГК Ctrl2GO) системой ИСАВП-РТ-М, которая в январе этого года утверждена к серийному производству, планируется оснастить более 200 локомотивов (в основном электровозы 3ЭС5К «Ермак»).

Виртуальную сцепку предполагается использовать на Восточном полигоне, на участке между станциями Карымская и Находка. Ожидается, что технология позволит дополнительно пропускать на этом отрезке 15 пар поездов в сутки. «Это обеспечит перевозку дополнительных 11—12 млн т грузов в год», – говорит Николай Шабалин.

-4

Планируется развитие технологии. Сейчас в виртуальной сцепке идут два поезда, а к концу года предполагается доработать оборудование для организации автоматического ведения «пакета» из пяти составов. Как сказал газете «Гудок» начальник технической службы Дирекции тяги ОАО «РЖД» Дмитрий Хомченко, технология ведения поездов в виртуальной сцепке «пакетом» может начать применяться в 2022—2023 годах.

Помимо этого, ИСПВП-РТ-М способствует развитию смежных технологий диагностики и предиктивной аналитики. Встроенный в систему блок «КОВЧЕГ» позволяет собирать телеметрические данные на борту локомотива и передавать их «по воздуху» в режиме онлайн. «Интеграция технологии с системой интеллектуального ремонта «Умный локомотив», в свою очередь, поможет оценивать техническое состояние локомотива в процессе эксплуатации», – рассказывает руководитель проекта «Умный локомотив» компании Clover (входит в ГК Ctrl2GO) Сергей Варфоломеев.

КОРОТКО

  • В Европейской комиссии рассчитывают, что к 2030 году доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузовых перевозок вырастет с нынешних 17,4 до 30%.
  • К 2030 году во всем ЕС будет развернута «цифровая автосцепка».
  • Для оптимизации железнодорожных перевозок в России стартовал проект «Виртуальная сцепка».
  • Благодаря виртуальной сцепке два грузовых поезда идут по одной нитке графика с минимальным безопасным интервалом.
  • Виртуальную сцепку предполагается использовать на Восточном полигоне, на участке между станциями Карымская и Находка.

____________________

Будем рады вашему вниманию через лайк и комментарии 🤗

А еще приходите в гости к нам наш сайт - TRAIN AND BRAIN