Классик советской школы живописи Александр Дейнека для многих автор, прежде всего, монументальных "Обороны Петрограда" и "Обороны Севастополя". И действительно, его работы (не зависимо от темы, размера и техники исполнения) воспринимаются мощно, эпично, очень жизнеутверждающе. Во время Отечественной войны он стал "летописцем", создавая многочисленные графические листы, которые фиксировали происходящее, становились основой будущих произведений. Эта замечательная акварель "Берлин. В день подписания декларации" была создана с натуры в 1945 году. Долгожданный день Победы. Для каждого он был одновременно своим и общим.
Она выполнена в стилистике "военного" Дейнеки - вытянутая вертикально, предельно скупая по цвету, минималистичная в композиции. И даже "двойной" план, полюбившийся художнику здесь применен: один мы видим, он реален, прочитывается, а второй - за очерченным пространством картины, его достраивает каждый индивидуально. Но самое главное - в настроении произведения, полном отсутствии пафоса, к которому мы привыкли, говоря о Дне Победы. Здесь нет радостных лиц, ликующих жестов, явно читающихся атрибутов веселья. Наоборот, художник предельно лаконичен и в этом и кроется мощь восприятия. Есть напряженная тишина и ветер, ветер Победы, развевающий флаги СССР, США и Великобритании. И присущая Дейнеке символичность здесь как на ладони: Берлин разрушен, раздавлен, как и сама идея фашизма. Главный герой - свет, который и настраивает на нужный лад. Ослепляющий новый мир, мир без войны.
Подобный подход наблюдается и в работах Бориса Михайловича Неменского из серии "Берлинские этюды". Всё буднично и слишком спокойно, можно сказать "звенящая" тишина. И только солнечный свет, заливающий все вокруг, говорит о том, что долгожданный мир наступил.
Очень хорошо визуальный образ подкрепляется словами самого художника: «Я сидел в тени собора и писал эту тишину. Деревья уже зеленели. По площади спокойно ходили солдаты. Часто из частей, не участвовавших во взятии города. Ведь это “гитлерово логово”! Сколько бед и ненависти породили люди, пришедшие на нашу землю из этого города. Миллионы погибших. Миллионы разрушенных судеб и надежд — в России, в Европе, в той же Германии. И тихая площадь, пронизанная солнцем и покоем… Я сидел и писал солнечную тишину. Мне кажется, однако, что не только этот этюд, но всё, сделанное после боев, пронизано не просто солнцем мая, но напоено ликованием души, юношеской верой в добро, свет, в победу простых человеческих чувств. Я писал, рисовал в те дни развалины Берлина. Писал без горечи. Без той горечи, что писал развалины на нашей земле. Там — свидетельство варварства захватчиков. Здесь — свидетельство расплаты. Только справедливость — здесь свидетельство боев. А там в России было спроектированное разрушение…» (Б.М.Неменский. Художник на фронте: Берлин 1945 года. – М.: СоюзДизайн, 2012 г.)
Ни добавить, ни убавить... Вот такой он, День Победы!
Читайте еще: Берлин. Май 1945, На курорт!, Прерванный полет. Михаил Казас и Живопись 1937 года