Найти тему
Олег Чекрыгин

Троица

Оглавление

Пятидесятница (греч. – Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής; лат. – Pentecoste) является одним из великих праздников церкви.

По утверждению церковного учения, имеет свой прообраз (упс!) в Ветхом Завете (Числ.34:22; Втор.16:10) и будучи установлен там в память дарования Синайского законодательства, перекликается с сошествием Святого Духа (Деян. 2)

История праздника

Первые упоминания о праздновании Пятидесятницы в христианском, а не иудейском понимании святитель Епифаний Кипрский (около 315–403) и блаженный Августин видят в сомнительных указаниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8. Но во времена Павла день Пятидесятницы понимался как прообраз дня заключения завета с евреями:

Блаженный Августин (354–430) пишет¹: «Мы празднуем Пятидесятницу, то есть 50‑й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал нам обещанного Святого Духа, Параклита, что было прообразовано и иудейской пасхой, так как на 50‑й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом божиим закон».

Обратите внимание на распространенное уже в то время иудеохристианское наследование заветов.

Достоверные свидетельства о литургически оформленном христианском праздновании дня сошествия Святого Духа относятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за совпадения с воскресным днем он воспринимался в неразрывной связи с пасхой как ее продолжение, а не как самостоятельное явление.

Тертуллиан (около 155 – 20‑е гг. III века)² тоже упоминает о Пятидесятнице не как о дне схождения святого духа, а как о 50 днях празднования пасхи³.

Не существует упоминаний об этом событии как о дне сошествия Духа до Деяний. Если бы такое великое событие присутствовало в ранних текстах, это был бы день по важности сопоставимый с Воскресением Иисуса и лег бы в основу церковного учения. Датировка этого эпизода в Деяниях совпадает с первым упоминанием Пятидесятницы как об одном дне у Оригена⁴ в начале III века, что косвенно указывает на крайне позднюю датировку самих Деяний. Но в качестве церковного праздника день Пятидесятницы устанавливается только в IV веке.

Евангелие

В ев.Иоанна (20:22) имеется грубая вставка про передачу Духа апостолам:

"Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго."

Дело в том, что это противоречит его же словам о том, что он должен взойти к Отцу, чтобы прислать Духа. Эти слова он якобы говорит, явившись ученикам после воскресения, но этот эпизод с прямым участием Фомы начисто отсутствует в евангелии от самого Фомы!

И далее, еще большее противоречие:

"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся." Прощает грехи только Бог и никаким людям это право делегировано быть не может.

Что же касается Деяний, то если учесть вышеперечисленное, праздник дня Пятидесятницы появляется в церковном учении только не раньше IV века⁵, следовательно датировка этого эпизода (возможно, и Деяний целиком) не раньше конца второго (первое упоминание в Мураториевом каноне 190 год). Должно было пройти много времени, прежде чем сказочный фанфик про приключения апостолов-галилеян, вдруг ставших завзятыми талмудистами, обошел ойкумену в устном предании.

К слову, если внимательно посмотреть на учеников Иисуса, они так ему и не поверили, оставаясь язычниками-мессианами. Получение чудесного видения всеми без учета их личной веры (вернее, ее отсутствия) напоминает фантазии фольклористов из числа тех, что писали жития.

Богословие Пятидесятницы

Лично я считаю, что Дух сходит на верующее сердце в момент рождения свыше, обещанного Иисусом каждому усыновлённому Богу Отцу. И происходит это тайно, личностно и без фанфар со светомузыкой. Думаю, то же самое произошло с самим Иисусом в своё время при обстоятельствах, нам неизвестных.

Это настоящая, личная Пятидесятница, преображающая человека и открывающая ему новую ось в системе координат: Бога.

Вывод: возникновение учения о дне схождения Духа напоминает коньюнктурное укрепление фундамента учения о харизмах, придуманное фарисеем Павлом для оправдания жречества: его учение было дополнено и обосновано, поскольку механизм "передачи Духа", описанный в тех же Деяниях, упрочивал институт священства в церкви и узаконивал передачу особых чудесных свойств по факту совершения обряда - возложения рук. Позже на основе этой модели утвердилась незыблемая по сей день твердыня ереси клерикализма, которая узурпировала право на Духа в руках князей церкви.

Наука об источниках даёт нам возможность увидеть лживость этих построений и, преодолев вековые наслоения религиозных манипуляций, добраться до учения Иисуса, который обещал научение Духом каждому, поверившему в Отца.

Примечания:

1. [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12]

2. Против ересей, кн. III // Holl K. Epiphanius. Ancoratus und Panarion [Die griechischen christlichen Schriftsteller 37. Leipzig: Hinrichs, 1933]. Vol. 3. P. 338.

3. В сочинении «О Крещении» Тертуллиан, связывая период Пятидесятницы со "вторым пришествием Спасителя", считает наиболее благоприятным временем для принятия крещения пятидесятидневный период после Пасхи, отражая тем самым древнюю традицию приурочивать крещение к этим дням. De civitate Dei, liber XVIII, cap. 54 // PL 41. Col. 618–620.

4. Против Цельса. VIII, 22 // Borret M. Origène. Contre Celse, 4 vols. [Sources Chrétiennes 132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969].

5. Евсевий Кесарийский (IV век) в «Житии Константина Великого» (книга IV, глава 64) называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздников праздником», а святой Епифаний Кипрский, подтверждая древнюю традицию, свидетельствует: «В пятьдесят дней Пятидесятницы и коленопреклонений не бывает, и пост не заповедан».

Дарья НАДЕИНА