Так случилось, что сразу несколько построек, спроектированных известными московскими архитекторами Воскресенскими, находятся в Хохловском переулке. Имена создателей этих домов - важные имена в истории русской архитектуры рубежа 19-20 веков. Заказчики и хозяева домов - также среди важнейших имён в нашей истории. Поэтому сегодня мы посмотрим на здания и вспомним людей, чьи судьбы с этими зданиями связаны.
Прямо напротив храма Троицы Живоначальной в Хохлах, о которой мы уже говорили, стоит доходный дом М.Г. Кувшинова, построенный в 1899 году известным московским архитектором Флегонтом Флегонтовичем Воскресенским.
Оба семейства - и Кувшиновы, и Воскресенские - заслуживают того, чтобы о них поговорить подробно.
Кувшиновы
Михаил Гаврилович Кувшинов - московский купец 1 гильдии и потомственный Почётный гражданин, учредитель «Писчебумажного фабрично-торгового товарищества М. Г. Кувшинова» в городе Кувшинове Тверской области. Михаил Гаврилович в 1869 году приобрёл бумажную фабрику, основанную ещё в 1799 году графом В.П. Мусиным-Пушкиным в селе Каменное (Каменское), развернул там успешное современное производство и переехал с семьёй в имение Каменное, оставив свою матушку Татьяну Ивановну присматривать за московской усадьбой. С этого момента начинается новая история имения Каменное, полностью связанная с именами Кувшиновых. Железнодорожная станция на железной дороге Торжок - Каменное, построенной по инициативе семьи фабрикантов, получила название Кувшиново. Больнице, построенной в 1892 году, было присвоено имя Михаила Гавриловича Кувшинова, который чуть-чуть не дожил до её торжественного открытия.
В общем, не удивительно, что поселение, получившее статус города в 1938 году, стало называться Кувшиново.
Сын Михаила Гавриловича - Сергей Михайлович Кувшинов трагически погиб в 1894 году на затонувшем пассажирско-товарном пароходе «Владимиръ», на котором он вёз в Россию для фабрики новейшее оборудование, закупленное в Англии. После его гибели руководство предприятием взяла на себя его сестра Юлия Михайловна.
Трагическая гибель Сергея Михайловича на некоторое время затормозила развитие фабрики. Все оборудование было застраховано. Однако на получение страхового возмещения потребовалось длительное время. Дело о крушении парохода «Владимиръ» слушалось в Одесском окружном суде в ноябре 1894 года. Только после этого началось делопроизводство о страховом возмещении.
Для Писчебумажной фабрики Кувшинова наступили трудные времена. Умелые и энергичные действия Юлии Михайловны спасли положение дел. Образованная, аскетически воспитанная своей семьей, приученная постоянно проводить время в трудах и заботах Юлия Кувшинова все свое время отдавала заботам о фабрике и людях, что были самым дорогим капиталом Товарищества. По воспоминаниям старожилов, помнивших еще Юлию Михайловну, свой рабочий день она распределяла так: утром ей запрягали двуколку, она ехала одна из усадьбы Каменное в Фабричную слободу; смотрела работу плотницкой артели Льва Александрова на строительстве домов для рабочих, затем приезжала в Контору фабрики, где ее ожидали директор и главный бухгалтер, быстро решала с ними производственные и финансовые дела, потом шла на кухню, где готовили обед для рабочих, самолично снимала пробу первого и второго блюда. При этом она сама наливала себе порцию для пробы из общего котла. После обеда Юлия Михайловна занималась в основном культурно-просветительскими и другими заведениями: Больницей имени М.Г.Кувшинова, устройством купален летом, школой, школьным родительским советом, спортивным обществом, устройством спортивных площадок и другими мелкими обществами. А что такое «другие мелкие общества» для Юлии Михайловны? Да это и баня, и детские ясли, и библиотека, и потребительское общество, и рабочие казармы в Кирпичной слободе! Ничего не ускользало от внимательного взгляда опытного руководителя и организатора. Много времени и забот отдавала библиотеке, участвовала в комплектации фонда и составлении картотеки, отдавала предпочтение тем авторам и их книгам, которые учили любить труд, уважать трудового человека, быть честными и справедливыми. В комплектации библиотеки Юлии Михайловне помогала учительница школы Лесина, будущая жена директора фабрики Попова. Она переписывалась с А.П.Чеховым. В одном из писем попросила совета у писателя по поводу комплектации библиотеки для рабочих. Писатель не только дал дельные советы, но еще прислал целую подборку книг для библиотеки. Чеховская библиотечка долгое время входила в состав книг рабочей библиотеки. Дальнейшая судьба этих книг неизвестна.
Юлия Михайловна вместе со своей невесткой Елизаветой Максимовной были попечителями фабричной школы.
Вот как о Фабричной слободе писала газета «Новоторжский Голос» от 25 мая 1906 года.
«Имеется школа с пятилетним курсом, 200 учащихся, 4 учителя, мастерская для обучения девочек шитью, почтово-телеграфное отделение, общественная потребительская лавка с 200 тысячами рублей годового оборота, больница на 30 кроватей, ясли на 20 детей. (…) Народная библиотека – открыта ежедневно на 1 час днем и на 2 часа вечером; в ней получают четыре ежедневные газеты.
Открыта в 1906 году чайная. Это место, где рабочие могут собраться, почитать газеты и потолковать между собой».
Действительно, в Фабричной слободе кипела жизнь. Только что, в 1905 году был построен и открыт большой торговый центр Потребительского общества по проекту московского архитектора Ф.Ф.Воскресенского. На его открытии Юлия Михайловна дала обещание построить Народный дом. Она даже в строительство внесла свой личный пай в 100 тысяч рублей. К проекту был вновь привлечен архитектор Ф.Ф.Воскресенский. Однако выполнение обещания пришлось отложить на некоторое время.
В 1906 году фабрика начала нести убытки в конкурентной борьбе по причине отсутствия нормальных подъездных путей. Все доставлялось и вывозилось только гужевым транспортом. В 1907 году все средства были вложены в строительство железнодорожного подъездного пути.
По просьбе дирекции фабрики и лично Юлии Михайловны в 1910 году был построен временный деревянный театр на 200 мест лесозаводчиком Егором Филипповичем Семячкиным.
Строительство нового Народного дома началось в тот момент, когда подъездной путь был уже готов и проходили испытания, когда первые паровозы стали курсировать от Торжка до станции Кувшиново. Дом строился быстро; фактически, строительство длилось всего три года с небольшим. Для такого проекта, по тем временам, это были новаторские сроки.
Первого сентября 1913 года состоялось торжественное открытие Народного дома. Конечно, все были поражены огромностью здания, прекрасным зрительным залом с лепниной над сценой и стенами, цокольные части которых были обшиты дубовым панелями, обилием комнат для различных занятий. Гостям на входе вручали памятные бронзовые жетоны с гравюрой здания и надписью на обороте: «Знание – воля, знание – свет, рабство без него». Говорили тогда, что этот девиз написала сама Юлия Михайловна, так много делавшая для просвещения детей рабочих фабрики. На фронтоне здания была надпись: «Народный дом в память 17 октября 1905 года» (День издания Императором Николаем II Манифеста о гражданских свободах.).
Здание построено из кирпича в стиле модерн. К сожалению, интерьеры здания сохранились частично, очень много переделок, что значительно исказило проект архитектора Ф.Ф.Воскресенского. В настоящее время здание Народного дома занимает районный Центр досуга.
В 1882 году Кувшиновы вышли из купечества и стали российскими фабрикантами, имя которых, не до конца оценённое сегодня, стоит в одном ряду с Морозовыми, Мамонтовыми, Третьяковыми, Рябушинскими.
Кувшиновы достойно несли звание русских фабрикантов. Все свои силы и средства они отдавали ради служения России и ее народу. Они развивали свое дело, создавали рабочие места для местного населения, тем самым повышая его жизненный уровень. Как и все знаменитые российские предприниматели, Кувшиновы много делали для улучшения жизни рабочих. В фабричной слободе было построено несколько улиц с домами для работников предприятия. При этом рабочие, получавшие служебные квартиры, были освобождены от расходов на отопление и прочие бытовые услуги.
Одним словом, семья фабрикантов Кувшиновых - это достойнейший пример лучших традиций российского предпринимательства.
К слову сказать, Каменская бумажно-картонная фабрика и в настоящее время работает. Некоторые построенные Кувшиновыми дома до сих пор служат в качестве жилья в Кувшинове. Трудно поверить, но до сегодняшнего дня функционирует и построенная Флегонтом Воскресенским больница; хотя она и была расширена в 1940 году, но деревянный особняк сохранился. Некоторые жители Кувшинова даже задаются вопросом, а не поменяться ли городской администрации с больницей: переехать из современного, вновь построенного здания в деревянный одноэтажный особнячок конца позапрошлого века.
Прекрасный усадебный дом Кувшиновых, построенный также Флегонтом Воскресенским, к сожалению, сгорел в 1980-е годы. Вот так он выглядел в первой половине 20 века.
Однако вернёмся к дому в Хохловском переулке.
Как мы помним, дом построен в 1899 году. Основателя династии уже не было в живых, так что заказчиками были его потомки. Однако и они не изменили традиции и продолжили сотрудничество с Флегонтом Флегонтовичем Воскресенским. О нём и о его брате - тоже архитекторе - поговорим в следующей статье.
Другие публикации об Ивановской горке читайте здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.
Расписание моих пешеходных экскурсий по Москве смотрите здесь.
До встречи!