В настоящее время городской транспорт Москвы развит настолько, что является одним из лидером в мире по количеству подвижного состава, регулярности движения, среднему возрасту транспортных средств, развитости сети и другим характеристикам. Не последнюю роль играет в этом автобус.
Вот некоторые факты о московском автобусе.
1924 год. 97 лет назад в Москве был открыт первый автобусный маршрут, на котором стали осуществляться регулярные пассажирские перевозки. На линию, соединяющую современные площадь трёх вокзалов и белорусский вокзал, вышли 8 автобусов, вместимостью 28 человек. Время пути на маршруте занимало 25 минут.
Через три года, в Москве работает уже 13 автобусных маршрутов с общей протяженностью линий в 115 км.
В 30-ых годах автобус стал активно заменять трамвай, особенно в центральной части. Через 12 лет после открытия первого маршрута, в Москве существовал уже 41 автобусный маршрут. В это же время появился кольцевой маршрут «Б», который в дальнейшем стал троллейбусным.
В период Великой отечественной войны, регулярное движение было практически остановлено. Но уже к концу 1945 года число маршрутов восстановлено до 18, а на следующий год – до 33. Пассажиропоток к концу 1940-ых годов стал возрастать лавинообразно, поэтому под него были спроектированы и налажен выпуск автобусов ЗИС-154 – модель с более современным дизайном, прародителя массового, всем нам знакомого ЛиАЗа-677.
1958 год. Автобус по пассажиропотоку обогнал троллейбус. 1959 год – то же самое в отношении трамвая.
В связи с активным строительством и расширением Москвы в конце 50-ых и 60-ых годах, строительство новых веток трамвая, троллейбуса и метро просто не успевало за темпом ввода нового жилья, поэтому автобус стал активно развиваться, и в начале 60-ых годов почти сравнялся по пассажиропотоку с метро.
В 1958 году на улицах появился родитель ЛиАЗа-677 – ЗИС-158, в 60-ых годах ставший массовым на дорогах Москвы.
1961 год – год начала современной нумерации автобусных маршрутов Москвы, когда маршруты с 1 по 299 стали городскими. Данная нумерация просуществовала вплоть до конца 2010-ых годов (к этому времени также городскими стали маршруты с 600 и выше). В конце 60-ых годов число автобусных маршрутов увеличилось до 230.
1970-ые годы – время доминирования ЛиАЗов-677, а несколько позже и «Икарусов».
1980-ые годы – расцвет московского автобуса. Функционировало18 автобусных парков. В 1980 году существовало 325 автобусных маршрутов, а через 10 лет, в 1990 году – 531.
Конец 1980-ых годов – рекорд по пассажиропотоку за все время существования автобуса – в день перевозилось до 3,4 млн. человек.
В начале 1990-ых годов показатели отлаженной системы городского автобуса пошли вниз. Количество автобусных маршрутов и число самих автобусов снизилось. Появились маршрутки. Но в конце 1990-ых годов стали появляться новые маршруты и количество автобусов, выходивших в рейс, вновь стало расти.
2000-ые годы стали ничем не примечательны в плане развития московского автобуса.
2010-ые – активное обновление подвижного состава.
Конец 2010-ых годов – наши дни – Москва стала одним из мировых лидеров по многим показателям, характеризующим городской автобус, среди которых: новизна подвижного состава (средний возраст машин 2,6 лет), количество маршрутов (652), число машин, регулярность движения.