Участники клуба «Татарский квадрат» подискутировали об образе будущего своего народа. Одни полагают, что мы все потеряли, другие видят в этом возможности и призывают не концентрироваться на негативных тенденциях.
На очередном заседании клуба татарских интеллектуалов «Татарский квадрат» участники задались вопросом, можно ли сегодня определить будущее татар? Что мешает его конструировать? По мнению политолога Руслана Айсина, ответить на эти вопросы должна Стратегия, которая была принята в прошлом году. Но конечный текст документа современные вызовы проигнорировал.
- Стратегия не проанализировала исторический контекст. В ней не разложено по полочкам современное и текущее состояние татарского народа. И нет ответа на главный вопрос, что нас ждём в будущем и вообще, что делать? - рассуждает Айсин.
Состояние татар он определяет так - «находятся в очень тяжёлом условии».
- Все эти годы мы находимся в положении отступающих. На нас давят разные силы, нас притесняют. Раньше - по политической линии. А сейчас и по культурной, по религиозной, языковой сфере, по системе образования. Все эти сферы находятся под ударом и ни на один из этих вызовов мы не можем ответить тем же ударом. Получается, что сейчас татарский народ предоставлен сам себе, - заявляет политолог.
Он перечисляет, что у татар сегодня есть Татарстан, Всемирный конгресс татар, но и они не могут или не смогли отреагировать на случившиеся удары по вышеперечисленным сферам.
По словам Айсина, разглядеть будущее татар также мешает смена поколений в среде интеллектуалов. Все те аксакалы, которые участвовали в общественно-политических событиях 70-80-ых годов, стояли за повышение статуса республики, за права на татарский язык - сегодня уходят на заслуженный отдых. А кто приходит к ним на смену? В процессе смены творческой интеллигенции наблюдается разрыв и отсутствие преемственности.
Казанский историк Дамир Исхаков начал с того, что будущее, конечно, принадлежит Всевышнему. Однако некоторые попытки заглянуть в него есть, и некоторые из этих попыток удачные. Но он соглашается с Айсиным, что нет людей, которые бы могли формировать будущее.
- Есть теория, что сегодня в России интеллигенция как таковая вообще исчезла. Нет её как класса. Судя по заработным платам наших учёных, на такую зарплату вообще невозможно быть интеллектуалом, - сетовал эксперт.
По его словам, есть даже случаи, когда дворник получал большую зарплату, чем ученый-гуманитарий. Поэтому очевидно, что молодёжь в сферу науки не пойдёт, а значит на горизонте маячит проблема с интеллектуальной подпиткой народа.
Также Исхаков раздосадован тем, что сегодня политическая элита Татарстана неспособна понять важность идеологических построений. Они заняты лишь каждодневными делами, связанными с подъёмом экономики республики.
В свою очередь, его коллега, историк Искандер Измайлов критически отнёсся к проблемам, которые были подняты и озвучены на «Татарском квадрате». Он предложил другой вектор дискуссии.
- Наши обсуждения как правило состоят из двух частей. Первая половина, или даже две трети времени, мы рассуждаем о том, что всё плохо, что всё пропало, что всё там недоработано, здесь - ужасно. Только жалобы. Поэтому я должен сказать, что необходимо установить регламент и запретить говорить об этих самых проблемах. Я считаю, что если мы собрались говорить о будущем, то надо говорить не о прошлом, а о том, что будет и что мы должны сделать, чтобы это будущее состоялось таким, каким мы его видим, - заявил он.
Измайлов призвал вернуться к обозначенной теме заседания клуба - определить образ будущего.
- Горизонт планирования у нас должен быть не на ближайшие 10 лет, а за эти самые 10 лет. Иначе мы будем бесконечно обсуждать сегодняшнюю политическую ситуацию, что Байден Путину сказал и что Путин ответил Байдену. И это утопит нас в этой самой сиюминутной повестке дня. Так же не надо обсуждать выборы, партийное строительство. Я считаю, что если мы хотим двигаться куда-то, то мы должны выглянуть за этот горизонт, хотя бы попробовать увидеть будущее, которое у нас будет через 10 лет. И строить программу по крайней мере с 2030 года. Мы не должны обсуждать, как будет реагировать правительство на те или иные случающиеся вещи, - рассуждал Измайлов.
Что касается будущего татар, то главный его компонент - это то, что представители народа неизбежно и полностью станут городской нацией.
- Когда мы говорим о современной татарской нации, то нужно исходить из того, что в скором времени татарской деревни вообще может и не стать. Мы, очевидно, идём по такому социальному пути, что земля в Татарстане практически полностью будет скуплена латифундиями. То есть у народа земли уже нет. Поэтому даже такое количество людей, которое живёт сейчас в деревне, избыточное там. При этом, рабочие руки там требуются. Те, кто живёт на селе, не хотят там работать, или хотят работать только на себя, - сказал историк.
Он также посетовал, насколько сегодня сильны в татарах их отсылки и аллюзии именно на деревенскую жизнь, хотя пора бы уже переходить на городские категории и стереотипы мышления.
- Уже сегодня 80% татар живут в городах. Поэтому деревенские идеалы, которые нам рисуют в основе - это какие-то воспоминания о прошлом, или воспоминания о будущем. Люди смотрят назад и рассуждают: «Как бы было хорошо, если будущее было бы как прошлое». Многие себе так это и делают, выстраивая себе, например, комплекс «Туган авылым» из калиброванного бруса. И вот это верх представления о том, что такое татарскость. Мы должны строить современный идеал татарской нации, современную татарскую нацию, - сказал Измайлов.
Эксперт настаивает, что будущее татар связано с тем, насколько они смогут овладеть современным информационный пространством.
- Решение многих проблем татар, если отвлечься от государственной политики, лежит в информационной сфере. Допустим, государство не может или не хочет создать национальный татарский университет. Но инициативная группа, которая может получить независимое финансирование, может создать национальный университет невзирая на государство. Получить лицензию в принципе возможно. И вести преподавания, объединяя всю татарскую нацию, - подытожил историк.Kaza