Чёрный ход сжимается. Именно такую реакцию вызывает этот фантастический хоррор 97 года. Редкий жанр, уникальный фильм, крутые актёры и режиссёр, который сегодня снимает всякий шлак, но тогда ещё был на высоте. Это, дамы и господа, Пол У. С. Андерсон, который подарил нам "Смертельную битву", "Солдата" с Куртом Расселом, первую "Обитель зла" и "Смертельную гонку" со Стэтхемом. Но вернёмся к фильму "Сквозь горизонт". Что делает его таким особенным и почему он круче любого современного хоррора? А точнее главный вопрос следующий:
Кто здесь главный герой?
Когда мы начинаем смотреть фильм или читаем книгу, то всегда ассоциируем себя с кем-то. Должен быть хоть кто-то, за кого вы будете переживать. И поначалу он есть. Вы ассоциируете себя с учёным Вейром, которого играет Сэм Нил. Вейра преследуют кошмары, он видит в снах тот самый корабль "Сквозь горизонт" и летит вместе с командой к Нептуну, чтобы выяснить, где корабль отсутствовал 7 лет. Его, как и остальных преследуют галлюцинации, и он пытается их игнорировать. Но потом вдруг РАЗ! И Вейр становится злодейской дрянью, которая пытается всех убить. Довольно неловкий момент, потому что теперь ему тяжеловато сопереживать. На кого тогда переключить внимание?
Верно, есть ещё капитан Миллер, которого играет Лоуренс Фишбёрн. И тут вы начинаете думать, что это он главный герой. Но нет, Миллер точно так же погибает ближе к концу фильма. И это не героическая гибель в стиле Брюса Уиллиса из "Армагеддона", а долг, который он выполняет перед своей командой. Миллеру уделяется гораздо меньше экранного времени, чем тому же Вейру. Мы очень мало знаем о капитане, и весь фильм только смотрим, как он хладнокровно отдаёт приказы. С таким персонажем ассоциировать себя тоже нелегко. И в итоге нам некому сопереживать. Но тогда кто же в фильме главный герой?
Встречайте! Главный герой фильма "Сквозь горизонт" – это "Сквозь горизонт". То есть корабль. Это ровно та же ситуация, что с "Чужим" Ридли Скотта. Вы там, конечно, можете ассоциировать себя с Рипли (Сигурни Уивер), особенно в конце, когда она остаётся с монстром один на один. Но если смотреть глобально, то главным героем там тоже является место, а не человек. Если пересмотреть "Чужого" с этой мыслью, вы заметите, как много времени там уделяется кораблю и планете – и как мало людям, которые туда попали. "Чужие" там как раз они, а не склизкие твари с длинными хвостами.
То же касается и фильма "Сквозь горизонт". С чего он начинается и кого мы видим первым? Не капитана Миллера и даже не учёного Вейра. В первых кадрах мы видим чёрную дыру, а затем его – корабль. Корабль, который зовёт персонажей фильма, и они откликаются, чтобы найти на его борту свою гибель, все до одного. Точно как бог Ктулху в произведениях Лавкрафта, по сравнению с которым любые герои оказываются слишком слабы, чтобы дать ему отпор.
Вспомните: корабль в фильме несколько раз прямо называют живым. Ведь после того, как он побывал в мире хаоса за пределами вселенной, он обрёл сознание. И теперь его посетители – всего лишь овечки, пришедшие на бойню. С самого начала вы смотрите за тем, как он охотится на них. И это заставляет вас прочувствовать весь ужас бесконечного зла, которое обрушивается на персонажей. Потому что в конце концов вам приходится ассоциировать себя с кораблём и воспринимать всё происходящее с точки зрения зла. И если вы всего этого не поняли, то фильм вам скорее всего показался проходным или вообще не понравился. Пишите что думаете, ставьте лайк и подпишитесь на канал!