Найти тему
Ожившая история

Нелегкая судьба женщин-гладиаторов. В чем выступали и что делали по окончании карьеры?

Оглавление

В одной из своих статей я уже упоминал, что среди римских гладиаторов на определенном этапе стали появляться еще и женщины.

Реакция простых жителей империи на появление «бой-баб» была неоднозначной – уж слишком это разрывало шаблоны римского общества, в котором «орднунга» было в избытке. Однако сегодня не об общественной реакции, а о самих «спортсменках».

Предпосылки

Таковыми было вырождение самих игр. Изначально они уходили в религиозную сферу и были разновидностью жертвоприношения, в котором сами боги могли выбрать себе наиболее угодную жертву.

Со временем этому добавилась идея справедливого возмездия преступникам, принести которых в жертву тоже считалось правильным, ибо это символизировало готовность пожертвовать во имя порядка тем, кто его нарушил.

Но потом – азарт, ставки, «бабки» политический профит и в итоге древнеримский «КВН» полностью вытеснил религию и традицию.

Организаторы стали думать только о финансовой и политической прибыли, а также о максимальной зрелищности.

И коль скоро мужчины гладиаторы были хоть и презренными, но звездами, то оставалось сделать один шаг, чтобы пополнить число звезд женщинами.

«Имею право!»

Если среди мужчин основная масса гладиаторов была рабами, то среди гладиаторш большинство стали таковыми добровольно.

Правда, эту волю можно назвать доброй с некоторой условностью, поскольку в понимании римского общества, женщина должна подчиняться воле мужа или родителей, а самовольство воспринималось, скорее, как недобрая воля.

Уровень мастерства

Его измерять довольно сложно, но по своему опыту знаю, что если крепкая девица будет пару лет заниматься единоборствами, то в итоге она станет куда опаснее нетренированного мужчины и даже для тренированных будет сохранять опасность.

Мастера же ножевого боя утверждают, что холодное оружие вообще уравнивает шансы почти вровень. Для многих это звучит странно, поскольку у нас и женщины, и мужчины привыкли считать, что женщина всегда слабее во все по умолчанию.

Можно не сомневаться, что так считали и древние римляне (в отличие от северных варваров, у которых всяких воительниц да амазонок всегда хватало).

К тому же бои гладиаторов были продолжительными и должны были вызывать у публики интерес. Поэтому обучаться приходилось не только собственно искусству убивать, но и «танцам» а-ла Ван-Дамм с мечом.

Театр

Это не преувеличение, поскольку на арене регулярно ставились постановки, в которых гладиаторы исполняли роли исторических персонажей, надевая соответствующие одежды и на время называясь соответствующим именем. Так что театра на арене было с избытком.

В жизни исторических персон наверняка было место и для женщин, поэтому додуматься до того, что лучше крови только кровь с Блэк Джеком и шл…хами было несложно. Организаторы и додумались.

И изначально женщины на арене вообще не выполняли никакой активной роли, взяв на себя роль эротического фона. Хотя, что там можно было разглядеть тем, кто сидел не в первых рядах, мне понять сложно. Но потом пошло-поехало.

Восхождение на Олимп

Дальнейшая эволюция женщин на арене привела организаторов к мысли, что хоть какой-то, пусть даже паршивенький бой с участием женщин организовать можно.

В качестве противников предложили карликов, которых дамы, конечно же повергли. После этого, казалось бы, пора бы и друг с другом чем-нибудь помахать, но нет.

Скачок от карликов к живым соперницам включал промежуточное звено – сражение с животными. Учитывая то, что среди животных бывали и кабаны…

В общем, респект и уважуха, ибо я не знаю против кого я бы пошел охотнее – с копьем против кабана или с ним же против бабы, которая даже кабанов не боится.

Важное примечание: с соперницей можно и в театр поиграть, а кабан – зверь некультурный и искусства чужд: боюсь, что он в любом случае будет драться всерьез.

Но после того как женщины показали свою силу на животных, они начали сражаться друг с другом.

Облачение воинственных дам

Одежда женщин-гладиаторов принципиально отличалась от мужской. Хотя дамы уже вовсю демонстрировали недюжинное мастерство, эротическая функция забытой не осталась.

Поэтому участницы боев сражались топлесс. Ранения, которые могли получить воительницы, только возбуждали зрителей.

«Доспехи» фактически состояли только из шлема и наколенников, которые дополняла свободная юбка. С вооружением мудрили меньше, чем мужчины. Судя по всему, женщины сражались в основном мечом и щитом, а всякие ретиарии с их рыболовными снастями – это для мужчин.

Лудус для женщин

Гладиаторы оттачивали свое мастерство в специализированных заведениях, которые назывались «лудус». Нам они известны как школы гладиаторов.

Но по римским понятиям женщинам подобные заведения посещать было нельзя. Поэтому желающим блистать на арене дамам приходилось брать частные уроки. Возможно, у тех же гладиаторов.

Кроме того, в Риме было что-то вроде молодежных клубов а-ля «Дом пионеров», где можно было заниматься спортом и освоить навыки владения оружием.

Правда девочек туда брали неохотно, да их особо никто туда и не пропихивал, но шансы были. И если девушка входила во вкус, а перспектива всю жизнь жить, сначала по воле отца, а потом по воле мужа, не вызывала у нее восторга, в ее голову могли прийти закономерные мысли.

Однако этого обычно было недостаточно, и женщине, чтобы не лишиться жизни на арене, нужно было нанять еще и частного преподавателя.

Мотивы женщин

О нежелании жить под чужую диктовку я уже писал. Второй фактор был не менее значим: желание разбогатеть. Мужчины порой «поднимали» на боях колоссальные суммы, и женщинам, разумеется, хотелось так же.

Хочешь получать как мужик – вкалывай как мужик, что и было сделано. К тому же удачная карьера обещала не только деньги, но и славу, пусть и сомнительную.

Но деньги были первичны. Заработав солидные деньги, женщина становилась независимой от отца и могла распоряжаться жизнью по своему усмотрению.

Репутация

На гладиаторов-мужчин часто смотрели как на проституток, поскольку они и в самом деле нередко исполняли определённые обязанности для богатых поклонниц. И тем более таковых видели в женщинах-бойцах, ибо у них в поклонниках тоже недостатка не было.

Репутация женщин была очень низкой еще и потому, что среди них почти не было рабынь, а добровольное вступление в ряды гладиаторов было позорно вдвойне.

Вместе с тем они были любимицами публики. Одно найденное захоронение женщины-гладиатора прекрасно характеризует это.

Ее не могли похоронить на загородном кладбище, поскольку отбросам общества туда было нельзя. Ее похоронили у подножия амфитеатра, и, судя по всему, с немалой пышностью.

Семья

Получивший свободу гладиатор обычно либо обзаводился семьей, либо, возвращался на родину, где его пленили. Но у женщин все было иначе.

Все они были из местных, у них были родители, и тот факт, что они восстали против обычаев, делал их отверженными, особенно в свете того, что сражались они полуобнаженными.

Данных о брачном положении гладиаторш не сохранилось, но все предпосылки говорят, что они либо вообще не могли найти себе мужа, либо могли отыскать оного только в середе отбросов общества, что выглядит не слишком соблазнительно.