Найти тему
Александр Зенкин

ГЕНИЙ ЭТО, МОЖЕТ, ВЫ? ИЛИ НЕТ? НЕ СКРОМНИЧАЙТЕ! ПОГОВОРИМ О ГЕНИАЛЬНОСТИ…

СТАТЬЯ -15

А ещё о величии, знаменитости, известности и даже популярности!

В предыдущих двух статьях я попробовал вас, дорогой читатель, чуть развеселить художественным отступлением, взятым из моего романа «Проклятие гениев. Мёртвые души?!. Или Путь бессмертия». Теперь же продолжим непосредственно тему, но пока оставим наших гениальных писателей, к ним я буду беспрестанно обращаться, при этом даже разговор о Гоголе далеко не закончен. Я не поговорил ещё ни о письмах его, ни о раннем творчестве, ни о «Вие», мною особенно очень любимом… Почему, спросите вы? Отвечу и на это.

Теперь же поговорим немного о гениях изобразительного искусства.

Если посмотреть на всю мировую живопись, гениальных живописцев было немало, но особенное место в ней занимает, как я уже писал, гениальный Михаил Врубель. Это, в моём понимании, пока вершинное творчество, причём не только для России, но и всего мира. То есть его цвета, его сюжеты, его мифологизм-демонизм — это высший критерий Живописи вообще на сегодня. ( То же самое можно сказать и о его керамике, о его монументальных работах, его иллюстрациях — во всём гениальность!) Возле Врубеля наши все самые великие передвижники уже не гении. Ни И. Репин, ни могучий В. Суриков, ни величайший И. Крамской, ни волшебный А. Куинджи, тоже гений цвета вообще-то, и так далее.

Да, у всех у них есть гениальные творения-прозрения! Поскольку творили они в переломное время, но все они были более классичны, не пытались рвать канон столь дерзко и решительно. Приведу простой пример. Рассмотрим, например, многострадальную работу Ильи Репина, где Иван Грозный убивает своего сына посохом. Она многострадальна потому, что на неё покушались с кислотой, а это вроде как уже характеристика творения!..

Так вот, то, что сам факт убийства отцом сына сейчас многими историками оспаривается, тут не самое важное — искусство вообще-то больше предпочитает мифы и их развивает!.. Имеется в виду другое. Но рассмотрим конкретно работу!

Художник через искажённое лицо и глаза хочет убедить нас в безумии отца… но я ему не верю! Это театральное действо, это уже — уже тогда! — устарело! Надо ввергнуть зрителя в безумие, для этого надо применить все художественные средства! Исказить узоры ковра, а не строго и рационально их вычерчивать! Ромбы на заднем плане довести почти до глюков чудовищ! Колорит картины сделать более невероятным! Много багряно-красного тут мало!

Но для того чтобы написать так, нужно уже другое сознание… гениальное… До него в то время — картина написана в 1883 – 85 годах — ещё предстояло идти. Мало того, до него смог, по сути, именно гениально-безумно, а не играя в безумие, — этим грешит вся живопись и графика уже XX век! — дойти уже очень скоро только Михаил Врубель, тоже, как и И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, В. Серов, ученик П. Чистякова.

Сказанное сейчас не должно вести читателя к выводу, что все живописцы должны писать так, как Врубель, и тогда все будут гениальными. Это совершенная ерунда! Искусство гораздо более сложно и имеет много различных критериев оценки, в нём много всяких течений и направлений, много школ, развивающих те или иные технические и художественные средства исполнения и воплощения. У Врубеля можно учиться владению цветом и созиданию собственного мифологизма, безудержной экспрессии и мощи духа. Но учиться надо и ещё многому другому, для этого живопись надо изучать и понимать. Допустим, живопись — это, как и любое искусство, информация, способ-средство приёма, обработки и передачи информации. А отсюда важность кода, знака! Знаковость! Символизм! Изобразительное искусство — это ещё конструкции и так далее.

Но пока, пожалуй, хватит, оставляю вас снова в глубочайшем раздумии, продолжим в следующий раз. Как всегда очень жду вашего мнения. Итак, если вам понравился данный материал, пожалуйста, оставьте свой гениальный комментарий, а ещё лучше, подпишитесь на мой гениальный канал! Приобщитесь к гениям!