Здравствуйте, уважаемые читатели.
"БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ" - люди часто используют эту фразу в разговоре, но вкладывают в нее разный смысл.
1. "ТРОИЦА" В ОБИХОДНОЙ РЕЧИ.
Самое распространенное употребление в речи, например, когда после двух неудачных попыток достичь желаемого результата, третья сопровождается словами: "Бог любит троицу". Человек, как бы просит у Бога помощи в осуществлении своего чаяния: "Боже, дай мне третий шанс"!
В русской речи много пословиц и поговорок с использованием числа 3. Например:
- В августе у мужика три заботы: косить, пахать, сеять.
- Обещанного три года ждут.
- Наговорил с три короба.
- Согнуться в три погибели.
- Заблудиться в трёх соснах
Три - число сакральное (Бог триедин). Не утверждаю, но мне хочется так думать, что знания об этом числе, как об особом, восходят к библейским временам, когда Адам и Ева еще пребывали в раю в благодатном общении с Богом. Он открывал им тайны Своего Царства и знания о Нем Самом, как о Троице.
После грехопадения, прародители утратили божии откровения, но какие-то все равно остались в памяти поколений и перекочевали из области религиозной в бытовую. Многие народы в обиходе употребляют число три, как особое.
2. "ТРОИЦА", КАК ТРИЕДИНЫЙ БОГ.
Когда "Троица" в этом выражении обозначает Триединого Бога, то оно становится бессмысленным.
Недавно я получила от одно дамы такой ответ на мое замечание, что неправильно утверждать, что Бог любит Себя - Троицу.
Приведу ее ответ, разобью на фразы и прокомментирую:
ОНА: во-первых, это устойчивое выражение. Было в ходу даже во времена советского атеизма.
Я: Это выражение было в ходу задолго до советского атеизма.
ОНА: А во-вторых, почему вы думаете что Бог не может любить себя?
Я: потому, что Бог - есть жертвенная Любовь. Ведь если любишь себя, то не станешь причинять себе боль, зло, а Бог отдал Сына на крестую смерть за грешного человека - сделал Себе больно. То есть Бог любит человека больше Себя!
ОНА: Вот смотрите, есть Золотое правило Возлюби ближнего своего как самого себя.
Я: есть такое евангельское выражение. По толкованию святых отцов оно означает, что человек будет так же снисходителен к другому человеку, так же искать оправдания неблаговидным поступкам другого, как и своим. Было бы прекрасно утвердить это Золотое правило на Дзене.
ОНА: То есть человек сначала должен возлюбить Бога, как Творца, потом себя как одно из Его творений, а потом и ближних как такие же Божье творения.
Я: Порядок такой: возлюби Бога, а затем ближнего. Ближнего до какой степени? Хотя бы, как себя, больше не надо (как мы любим себя смотри выше). Подражая Богу, святые любят людей больше себя - жизнь за них отдают.
ОНА: Но если в каждом творении есть частичка Творца и Творец любит каждое из творений тогда получается что Творец любит и себя самого в том числе.
Я: логическая цепочка безупречна по форме, но в не верна в смыслах. Бог пребывает вне тварного мира. Бог не был сотворен - Он сам Творец. Тело и бессмертная душа человека - это не частичка Бога, а тоже Его творение. Бог любит свое творение бесконечно, так, что приглашает разделить с Ним блаженство в вечности.
ОНА: Ибо Бог есть Любовь.
Я: Да. Бог учит нас, как достичь такой совершенной любви, какая есть между Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом.
Вывод:
ВЫРАЖЕНИЕ: БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ, КАК ТРИЕДИНОГО БОГА, НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.
3. "ТРОИЦА", КАК ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА.
Есть такой современный православный писатель - Наталья Сухинина. У нее вышел сборник рассказов о разных людях, в жизни которых так или иначе присутствует преподобный Сергий Радонежский и Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Без тени сомнения утверждаю, что Бог любит Свою обитель - Сергиеву лавру :). Рекомендую найти и прочитать книгу Натальи Евгеньевны. Получите удовольствие от историй, прекрасного слога, беседы с умным и чутким автором.
Спасибо, что читаете. Еще раз с праздником Святой Троицы.