Найти в Дзене

Правила обращения с документами и порядок их изучения

Установление оригинального содержания документа. Тексты некоторых документов могут оказаться нечитаемыми под влиянием различных причин: они могут быть вытравленными, залитыми, зачеркнутыми, выцветшими в результате длительного воздействия световых лучей, смытыми специально или в результате длительного нахождения в воде, удаление части текста или, наоборот, добавление некоторых новых элементов в документ. Основные правила обращения с документами состоят в следующем: 1. На документе, являющемся вещественным доказательством, нельзя делать никаких пометок. Во-первых, эти пометки изменяют первоначальный внешний вид документа, во-вторых, в ряде случаев лишние штрихи мешают проведению экспертизы, они могут скрыть важные признаки документа. 2. На документе нельзя делать новых перегибов, складок. Имеющиеся на документе первоначальные складки, их число, расположение, картина пересечения штрихов со складками иногда позволяют эксперту определить, были ли отдельные части документа выполнены до или

Установление оригинального содержания документа. Тексты некоторых документов могут оказаться нечитаемыми под влиянием различных причин: они могут быть вытравленными, залитыми, зачеркнутыми, выцветшими в результате длительного воздействия световых лучей, смытыми специально или в результате длительного нахождения в воде, удаление части текста или, наоборот, добавление некоторых новых элементов в документ.

Основные правила обращения с документами состоят в следующем:

1. На документе, являющемся вещественным доказательством, нельзя делать никаких пометок. Во-первых, эти пометки изменяют первоначальный внешний вид документа, во-вторых, в ряде случаев лишние штрихи мешают проведению экспертизы, они могут скрыть важные признаки документа.

2. На документе нельзя делать новых перегибов, складок. Имеющиеся на документе первоначальные складки, их число, расположение, картина пересечения штрихов со складками иногда позволяют эксперту определить, были ли отдельные части документа выполнены до или после складывания документа и др. Новые складки, возникшие после изъятия документа, затемняют картину. Кроме того, даже независимо от этих соображений, нужно учесть, что всякие новые складки способствуют скорейшему износу документа.

3. При осмотре документа нельзя подвергать его каким-либо химическим или грубым механическим воздействиям для выявления текста, закрытого пятнами красящих веществ, стиранию резинкой для выявления зачеркнутых мест и др. При осмотре можно пользоваться только такими техническими средствами, которые гарантируют сохранение документа в его первоначальном виде, т.е., например, осмотром через лупу, в микроскоп, в ультрафиолетовых лучах и др. В противном случае будет затруднено последующее экспертное исследование и документ может утратить доказательственное значение.

4. Не следует вшивать документ в дело. Прокалывание бумаги и вдевание ниток портят документ и влекут за собой его разрыв. Исследование его подшитым с другими документами невозможно. Документы должны храниться только в отдельных конвертах. Все надписи на конверте нужно делать до помещения в них документа, иначе при письме чернилами вещество их может пройти через бумагу конверта и загрязнить документ, а при письме шариковой ручкой или карандашом на документе остаются следы давления. Целесообразно пользоваться для хранения документов прозрачными целлофановыми пакетами.

5. Особые предосторожности должны быть приняты при собирании разорванных и сожженных документов.

При собирании разорванных документов найденные куски складываются таким образом, чтобы по возможности не нарушить взаимного положения, в котором находятся обрывки. Эта предосторожность облегчает работу по восстановлению разорванного документа. Когда клочки искомого документа смешаны с другими бумагами, например, в корзине для сора, целесообразно изъять все бумаги, в противном случае имеется риск упустить некоторые части искомых документов.

6. При обращении с сожженными документами необходимы особые предосторожности. Различают две стадии сгорания бумаги: обугливание и испепеление. Хрупкость сожженных документов требует специальных приемов при изъятии остатков. Поэтому их изъятие должно осуществляться специалистом-криминалистом. В тех случаях, когда документ сгорел не полностью и горение еще продолжается , нужно тотчас принять меры к прекращению горения. Если это возможно по обстоятельствам происшествия, не следует ни задувать пламя, ни заливать его водой; для прекращения горения и сохранения остатков наиболее рациональный способ заключается в немедленном прекращении дальнейшего доступа кислорода, что достигается закрытием тяги, прикрыванием остатков бумаги опрокинутой посудой или коробкой и т.п. Обуглившаяся бумага обычно настолько ломка, что ее нельзя брать ни пальцами, ни пинцетом. Лучше всего перемещать ее легким движением воздуха, подкладывая при этом кусок стекла или картона. Изъятые куски помещают в коробку и осторожно транспортируют.

Испепеленные остатки изымаются на чистое стекло и прикрываются другим стеклом такого же размера. Края стекол скрепляются между собой, например, липкой лентой.

7. При осмотре анонимных писем необходимо иметь в виду, что иногда автор документа может быть установлен по сохранившимся на документе следам пальцев. В таких случаях нужно остерегаться, чтобы не повредить имеющиеся следы неосторожным прикосновением и не оставить на документе следы своих собственных пальцев.

8. При хранении документов нужно беречь их от длительного действия света и от сырости.

Во время проверки личных документов надо установить:

1. Является ли предъявленный документ подлинным и действительным.

2. Принадлежит ли он тому лицу, которое его предъявило.

Подлинным документом будет являться документ, отвечающий следующим требованиям:

а) документ должен быть выдан уполномоченным на то должностным лицом соответствующей организации,

б) содержание документа должно правильно отображать действительность,

в) в документе не должно быть противоправного изменения содержания.

Основанием для предположения, что документ выдан не уполномоченным на то лицом, будет являться несоблюдение в документе элементов реквизита, в частности, отсутствие оттиска печати, заверяющего подпись должностного лица. Однако, нужно иметь в виду, что нарушение реквизита само по себе еще не будет являться доказательством подделки документа, т. к. элементы реквизита могут быть не соблюдены или уничтожены по причине, не связанной с подделкой документа.

Установить при оперативной проверке, что содержание документа неправильно отображает факты, можно путем сопоставления содержания нескольких документов, изъятых у одного лица, а также путем сопоставления данных, отра­женных в документе, с его предъявителем (внешность, воз­раст, национальные признаки) и ответами этого лица на конт­рольные вопросы проверяющего.

При проверке документов также удается выявить противо­правное изменение содержания - частичную подделку.

Подлинные документы не всегда являются действитель­ными: документы, срок действия которых истек, а также доку­менты, оформленные с нарушением реквизита, будут недей­ствительными, хотя они могут и отвечать всем требованиям, предъявленным к подлинным документам.

Оперативная проверка документов может проводиться в различной обстановке - на улице, в квартире, где прожи­вает проверяемое лицо, в помещении, где оно работает, в ка­бинете оперативного работника или в лаборатории ЭКП.

Изучение содержания документа и его реквизита

Проверку начинают с внимательного чтения всего текста документа, надо прочитать не только машинописный или рукописный текст, но и типографский текст бланка, а также текст в оттисках штампов и печатей. При этом требуется усвоить содержание прочитанного, в частности, обратить вни­мание на то, кому выдан документ (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, место жительства, место ра­боты и другие данные о владельце, отраженные в документе), где, от имени какого учреждения выдан документ, что он удо­стоверяет, каков срок действия документа.

При изучении текста документа нужно обращать внимание на соответствие его стиля стилю официальных документов, а также на грамотность его выполнения. Наличие в тексте большого количества ошибок должно насторожить проверяю­щего, т. к. это будет одним из признаков, указывающих на вероятность подделки документа.

В процессе изучения содержания документа можно выя­вить неправильности в наименовании учреждений или органи­заций, их ведомственной подчиненности, можно выявить на­рушения правил оформления документа.

Наличие ошибок в оттисках штампа или печати будет также одним из признаков, свидетельствующих о поддельно­сти этих оттисков, т. к. печать или штамп с ошибками поли­графической фабрикой выпущены быть не могут.

Документы, выданные большинством организаций, имеют текст, отпечатанный на машинке. По качеству исполнения машинописного текста можно судить об опытности лица, кото­рое этот текст печатало. Если машинописный текст располо­жен неправильно, отсутствуют абзацные отступы, левое поле неровное, наблюдаются опечатки, слитное написание рядом стоящих слов, неодинаковая интенсивность окраски разных букв и другие признаки, свидетельствующие о недо­статочной опытности лица, отпечатавшего текст - этот доку­мент потребует более пристального внимания, т. к. обычно текст официального документа выполняет квалифицированная машинистка.

Рукописный текст документа большей частью пишется со­трудником, имеющим выработанный разборчивый почерк. Документы с текстом, выполненным мало выработанным по­черком, должны привлекать внимание проверяющего. То же самое нужно иметь в виду при изучении на документе подпи­сей от имени должностных лиц. У должностных лиц, подписы­вающих документы, обычно бывает выработанная беглая подпись. Если же в проверяемом документе подпись выпол­нена замедленными движениями или имеет другие признаки подделки, такой документ потребует особо тщательной про­верки.

После изучения содержания документа проверяется его реквизит. Документ, оформленный неправильно, имеющий на­рушения реквизита, должен быть признан недействительным.

Сопоставление данных документа между собой

Фабрикуя документ от имени какой-либо организации, преступник не всегда имеет соответствующие бланки, печати и штампы, поэтому, используя бланк одного учреждения, он заверяет его оттисками печатей или штампов другого учре­ждения. Несоответствие между текстом оттиска печати, тек­стом оттиска углового штампа и содержанием документа ука­жет на его подделку. Для того, чтобы затруднить прочтение текста в оттисках «чужих» печатей, преступник делает их сдвоенными или смазанными, в некоторых случаях смазы­вается на весь оттиск, а какой-либо надписью маскируется в нем только название учреждения, которому принадлежит эта печать.

Иногда преступник, совершая подделку, не учитывает того обстоятельства, что измененный текст документа впадает в противоречие с другими данными, отображенными в этом документе. Так, в одном случае, подделыватель, используя чужой паспорт, изменил в нем год рождения владельца в сто­рону уменьшения возраста на 10 лет, что соответствовало возрасту самого преступника. При этом он не обратил внима­ния на то, что вписанный в паспорт сын владельца документа оказался всего на 12 лет моложе отца.

Подделку можно обнаружить при сопоставлении даты выдачи документа с его содержанием, а также с содержанием текстов в оттисках печатей и штампов, с фамилиями долж­ностных лиц и их званиями. Если при этом будет установлено, что в то время, когда, судя по дате, был выдан документ, организация носила другое название, помещалась по другому адресу или ею руководило другое лицо, а не то, что указано в документе-это будет свидетельствовать о подделке до­кумента.

На справке, выданной от имени военного госпиталя в 1943 году, стояли оттиски штампа и печати, в которых ука­зывалась ведомственная принадлежность этого госпиталя Министерству Обороны ССР, что свидетельствовало о факти­ческом изготовлении справки после февраля 1946 года.

Если на бланке документа указывается год его изготовле­ния, следует сопоставить время изготовления бланка со вре­менем выдачи документа.

Если документ подписан несколькими должностными ли­цами, то полезно сравнить эти подписи между собой с целью определения, не выполнены ли они одним лицом, с этой же целью надо сравнить подпись владельца документа с подпи­сями должностных лиц. Кроме того, надо сопоставить подпись владельца документа с его фамилией, так как бывают случаи, когда преступник, изменяя фамилию владельца, не изменяет образца его подписи на этом документе.

При проверке паспорта надо обязательно обратить внима­ние, соответствует ли время и место работы, указанные в отти­сках штампов о работе, с местом прописки владельца пас­порта, а также сравнить номера паспорта, отпечатанные на всех его листах.

Сопоставление между собой данных, отраженных в разных документах.

При обыске может быть обнаружено несколько докумен­тов, принадлежащих одному лицу. Проверяя эти документы, надо сопоставить их содержание между собой, чтобы устано­вить, нет ли различия в одних и тех же данных, отраженных в разных документах. При этом надо сравнить, в первую оче­редь, установочные данные владельца документов после чего надо проанализировать содержание этих документов, не противоречат ли они в чем-либо друг другу, например, не вытекает ли из этих документов, что их владелец в одно и то же время проживал и работал в разных местах. Следует обращать внимание на наличие признаков, свиде­тельствующих о том, что документы, выданные в разное время или от имени разных организаций, выполнены на оди­наковом материале, с помощью одинаковых пишущих прибо­ров, одним исполнителем, в одно время или в одинаковых условиях. Так например, по совпадению линии разрыва можно установить, что разные документы выполнены на листах бу­маги, ранее составлявших одно целое, по совпадению особен­ностей машинописного текста можно сделать вывод, что доку­менты отпечатаны на одной пишущей машинке, по признакам почерка - что документы написаны или подписаны одним лицом.

В условиях, в которых производится оперативная проверка документов, обычно не удается в категорической форме уста­новить, что тексты документов отпечатаны на одной машинке или подписаны одним лицом, эти вопросы решаются путем исследования экспертами-криминалистами, но своевременное задержание сомнительных документов и направление их на криминалистическое исследование дает возможность разоб­лачить лицо, пользующееся поддельными документами.

Во время обыска на квартире у подозреваемого или обви­няемого могут быть обнаружены личные документы, принад­лежащие членам одной семьи. При оперативной проверке этих документов рекомендуется сопоставить данные, отраженные в документах одного лица, с аналогичными данными, кото­рые отражаются в документах другого лица. Например, надо сравнить записи в оттисках штампа о регистрации брака в паспортах мужа и жены, полезно бывает сравнить записи о лицах, внесенных в паспорт, с личными документами этих лиц.

Осмотр материала документа с целью выявления признаков подделки.

При проверке документа надо обращаться с ним осто­рожно, так как небрежное обращение и связанное с этим повре­ждение документа может замаскировать признак подделки или, наоборот, его имитировать.

Документ нельзя трогать грязными или влажными руками, его нельзя подвергать действию влаги (например, проверять во время дождя, не защитив его от падающих капель), нельзя его подвергать действию высокой температуры (исследовать на просвет, касаясь им колбы мощной электролампы), нельзя отрывать от документа фотографическую карточку и другие наклейки, нельзя на документе делать пометки карандашом, а тем более чернилами. Документ, который изъят для про­верки или для криминалистического исследования, должен быть сохранен в неизмененном виде.

Для выявления признаков подделки документ, в первую очередь, осматривается при достаточно сильном освещении (лучше естественном), этот осмотр производится в отражен­ном, косопадающем и проходящем свете.

При осмотре в отраженном свете можно заметить разницу в оттенке бумаги отдельных частей документа, различие в оттенке красителя карандашных и чернильных штрихов, остатки удаленных штрихов.

Косопадающее освещение позволяет выявить неровности поверхности документа - приподнятость волокон, рельефные штрихи, вклеенные фрагменты.

При исследовании документа в проходящем свете выяв­ляется оптическая неоднородность бумаги, возникшая от под­чистки или вклейки, а также могут быть выявлены остатки удаленных штрихов.

После осмотра документа невооруженным глазом полезно его исследовать с помощью лупы. Для этого можно использо­вать обычную лупу 4-5-кратного увеличения, если есть возможность воспользоваться стереоскопической лупой или микроскопом, то это нужно сделать. При исследовании с по­мощью лупы мелкие признаки подделки - расплывы краси­теля в штрихах, разволокненность поверхности бумаги, харак­тер пересечения штрихов друг с другом и со складками бу­маги - видны значительно лучше, чем при исследовании невооруженным глазом.

Очень часто оказывается полезным производить осмотр документов через светофильтры. Применяя стекла разного цвета, можно усилить видимость малозаметных штрихов, сде­лать более заметной разницу в оттенке штрихов, написанных разными чернилами, а также разницу в оттенке бумаги или защитной сетки. Светофильтры могут также помочь прочитать залитый или замазанный текст. Для этого надо осмотреть документ при ярком освещении через светофильтр того же цвета, что и цвет пятна, закрывающего текст.

Следы травления текста при обычном освещении не всегда бывают видны. Они лучше выявляются при облучении доку­мента в темноте ультрафиолетовыми лучами.

Часто преступники стараются замаскировать подделку путем умышленного загрязнения документа, поэтому доку­менты, поверхность которых запачкана, имеет пятна, залита чернилами, документы с нечитаемыми оттисками печатей и штампов требуют особо пристального внимания. Неразборчи­вые, запачканные и стертые надписи и отметки должны быть по возможности прочтены на месте проверки, а если это не удастся сделать, документ надо направить на криминалисти­ческое исследование в лабораторию.

Несмотря на то, что квалифицированная и внимательная проверка документов в подавляющем большинстве случаев позволяет обнаружить признаки подделки, все же наблю­даются случаи, когда подделка бывает настолько «чистой», что ее можно установить только путем исследования докумен­та экспертом в лабораторных условиях. Поэтому, если имеется обоснованное подозрение, что проверяемый документ является поддельным, этот документ независимо от того, обна­ружены ли в нем признаки подделки, надо задержать (а в не­обходимых случаях задерживается и предъявитель этого до­кумента) и направить на исследование.

Следственный осмотр документов, а тем более их опера­тивная проверка, не могут быть превращены в исследование вещественных доказательств самим оперативным работником милиции.

Обнаружение признаков подделки документа во время его осмотра не будет доказательством подделки в процессуаль­ном смысле, т. к. оперативный работник не является экспер­том и по закону не имеет права давать заключение, входящее в компетенцию эксперта-криминалиста.

Признаки подделки документа, а также другие несоответ­ствия, выявленные в процессе проверки, дают только основа­ние для задержания документа, который необходимо напра­вить на криминалистическое исследование в научно-техниче­ский отдел или другую криминалистическую лабораторию. Одновременно надо принять меры к проверке подлинности документа оперативным и следственным путем.