Этот средневековый персонаж, ставший национальным героем Швейцарии, долгое время считался исторической личностью, однако последние исследования позволяют делать предположения о том, что этот образ, возможно, был собран из старинных местных легенд и античных мифов. Отец, не жалеющий собственного сына ради общего дела, встречается во многих сказаниях. Хотя, возможно, что яркий эпизод с яблоком на голове действительно когда-то произошел и оброс затем подробностями в многочисленных устных пересказах.
История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, которое произошло в конце XIII века. В то время Швейцария была завоевана австрийцами.
Все происходит в конце XIII века на территории швейцарских кантонов Ури и Швиц, которые в то время входили во владения графов Тирольских. Ландфогтом там был Герман Гесслер, граф фон Брунек. Он был послан императором Альбрехтом в эти кантоны, чтобы подчинить их австрийскому владычеству. Граф управлял этими землями очень жестоко, творил множество несправедливостей.
Однажды он издал указ о том, чтобы все, под угрозой штрафа, кланялись его шляпе, повешенной на шесте “под липами Ури”, как написал летописец. "И вот жил один достойный человек по имени Телль, который тоже дал присягу (о независимости кантонов) вместе с Вернером Штауфахером (один из героев борьбы за независимость) и его товарищами.
Ему часто приходилось ходить мимо шеста, и он не хотел кланяться”. Узнав о таком поведении Телля, Геслер велел позвать его и спросил, что побуждает того к неповиновению. Телль извинился, сказав, что делал это без дурных намерений, что не думал, что ландфогт придает этому поклону такое важное значение. В заключение он добавил: "Если бы я был умен, то меня не звали бы le Thall (простак)". Гесслер задумчиво осмотрел Телля и его сынишку, увидел лук, висевший у Телля за спиной, и решил немного развлечься. В наказание за неповиновение он приказал непокорному Теллю сбить стрелой яблоко с головы сына. По знаку ландфогта их окружили стражники, так что сопротивление было бесполезным. Телль подчинился.
Он поставил мальчика у дерева, поставил ему на голову яблоко и отошел. В летописи ничего не говорится о расстоянии, с которого стрелял Телль, а в балладах упоминается расстояние в 12, 20 и более шагов. Телль достал из колчана две стрелы, одну из них спрятал под камзол, а вторую вложил в лук, помолился Богу, прицелился и сбил яблоко с головы ребенка. Вздох облегчения пронесся по толпе, которая уже успела собраться вокруг.
Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу, и спросил, зачем он это сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал: "Скажи мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив". Телль сдался: "Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала в цель и я убил бы своего сына, то я направил бы свой лук на тебя".
Ландфогт рассердился: "Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны". Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него. Гесслер тоже сел в лодку, и они поплыли к Аксену. Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх Один из лодочников обратился к Гесслеру: "Видите, что нам грозит. Прикажите развязать Телля и велите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять лодкой". Ландфогт сказал Вильгельму: "Если ты обещаешь нас спасти, то я велю развязать тебя".
Телль согласился и стал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справится с лодкой и пристать к берегу, Телль был уже далеко.
Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое обязательно должен был проезжать Гесслер. Телль дождался ландфогта и убил его, а потом через горы вернулся в свой родной Ури.
На этом история про Вильгельма Телля и заканчивается. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же канона Ури Вильгельм является одним из главных героев борьбы за образование союза кантонов. Считается, что с того момента, как Вильгельм застрелил Гесслера, и началось массовое восстание против австрийцев. В сочельник 1315 года швейцарцы праздновали победу и освобождение от ига австрийцев. Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо множество мест в стране, построены посвященные ему часовни и поставлены памятники.
Предание об искусном стрелке существует не только у швейцарцев, но и в норвежской истории, а также у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию.
Наиболее известным произведением о Вильгельме Телле стала одноименная драма Шиллера и поставленная по ней опера Россини. В городе Альтдорф, на том самом месте, где Телль сбил стрелой яблоко с головы своего сына, установлен памятник работы скульптора Ричарда Кисслинга (1895).
ХронИКстори