Найти в Дзене
Stereopavel

Страшнейшая истина про развивающие книги

Самые популярные книги не просто так стали популярными. Их выбирают люди. Информация, которая там содержится, популярна. Выбор происходит естественным образом - эдакий, естественный отбор среди книг. Многие прочно засели в общественном мнении, как «меняющие жизнь». Но здесь же закралась парадоксальная ошибка. Популярностью книг рулит рынок и это нормально. Книга стоит денег и без них ничего не происходит - это позволяет автору продолжать работу, и всей остальной цепочке на этом зарабатывать. Когда книга хорошо расходится, в тираж запускают новую партию, но если продается плохо, процесс, понятное дело, останавливается. Получается, общественный вкус сам решает, что популярно, что нет. Авторам выгодно под это подстраиваться. Наиболее популярные франшизы, такие как «Робин Шарма - Монах, который продал свой феррари» и отошедшие от этого хита десяток книг, Стивен Кови - "7 навыков высокоэффективных (людей, семей, менеджеров)", Роберт Кийосаки «Богатый папа …» и серия сопутствующих книг + мн
Много книг, которые я прочитал
Много книг, которые я прочитал

Самые популярные книги не просто так стали популярными. Их выбирают люди. Информация, которая там содержится, популярна. Выбор происходит естественным образом - эдакий, естественный отбор среди книг. Многие прочно засели в общественном мнении, как «меняющие жизнь». Но здесь же закралась парадоксальная ошибка.

Популярностью книг рулит рынок и это нормально. Книга стоит денег и без них ничего не происходит - это позволяет автору продолжать работу, и всей остальной цепочке на этом зарабатывать. Когда книга хорошо расходится, в тираж запускают новую партию, но если продается плохо, процесс, понятное дело, останавливается. Получается, общественный вкус сам решает, что популярно, что нет. Авторам выгодно под это подстраиваться. Наиболее популярные франшизы, такие как «Робин Шарма - Монах, который продал свой феррари» и отошедшие от этого хита десяток книг, Стивен Кови - "7 навыков высокоэффективных (людей, семей, менеджеров)", Роберт Кийосаки «Богатый папа …» и серия сопутствующих книг + многие многие другие - результат естественного отбора, быстро подхваченный издательствами и авторами.

Так ли ценно то, что выбирает масса людей? - этот вопрос я задавал себе много раз, и сам, являясь поклонником многих из этих книг, пытаюсь найти причины, по которым они стали популярны. Это не разгромная статья, но из нее следует пару интересных, неочевидных выводов.

Чтобы разобраться в своем вопросе, я обращаюсь к своим чувствам и сенсорному опыту. После прочтения книги чувствую эмоциональный подъем. Иногда он держится неделю, но потом неминуемо спадает. Сначала есть ощущение, что моя жизнь меняется к лучшему, и оно кажется реальным. В этот момент я вдохновлен и готов порекомендовать книгу. Не очень верю, что состояние пройдет. Тем не менее, все спадает, и на практике мало что происходит.

Сейчас я понимаю почему. Я не встроил привычки, о которых говорится в книге. Осознаю этот момент, начинаю выработку и сталкиваюсь с тяжелой, абсолютно неинтересной ежедневной работой. Оказывается, работать над собой - это задачка посложней прочтения книги.

Читать книги и ловить инсайты - комфортно. Делать то, что в них говорится - чаще дискомфортно. Что выбирает читатель? То, что вдохновляет и интересно. Какие книги становятся популярными? Те, после которых мозгу комфортно. К чему ведет естественный отбор книг? К популяризации литературы, которая вызывает положительный эмоциональный всплеск. Однако она никак не может гарантировать, что после этого последует набор действий, который будет связан в том числе с негативным всплеском.

Реальная работа над собой - это довольно суровый продолжительный процесс, который как ни стараться, скучней книги во много раз. Тем не менее задача издательства и автора достигнута, да и вы получили капельку удовольствия. Но очень редко - результат. Если бы книги состояли из описания суровой работы, вы просто бы их не купили.

Получается эффект «ошибки выжившего». Книга выжила на рынке только потому, что гарантировала всплеск эмоций и вызвала чувство быстрого результата. Однако результата не принесла только потому, что его и вызывала. Этот парадокс я наблюдаю повсеместно, но не только на рынке книг, а также на рынке онлайн-обучения.

Быстрый результат - желание очень многих и даже мое. Я не хочу долго работать, чтобы получить желаемое. Я хочу выйти на нужный мне уровень быстро. Книги могут дать легкий старт для очень немногих людей. Дай бог наберется пару процентов. Интересно, это больше чем ничего, или никакого толка вообще нет?

Но у меня были книги, которые за счет своего эффекта запустили процессы там, не должны были.

Книга Тима Ферриса «как работать 4 часа в неделю» - после нее я запустил студию звукозаписи, которая кормит меня до сих пор. Эффект от прочтения книги был два месяца, а дальше было не очень. Но процесс был запущен и отступать было некуда. Сейчас понимаю, что получился не автоматизированный бизнес, о котором говорится в этом пособии, но получилось довольно большое соотношение относительного дохода - ради денег я работаю 3-4 дня в месяц. Сейчас я бы не поверил во все, что там написано, но просто так получилось.

Робин Шарма - «монах, который продал свой феррари» - помогла расслабиться в трудный момент жизни (расставание), после чего я начал практику медитации. И быстро забросил. Но вот сейчас, спустя много лет, вернулся уже понимая, как важна такая практика. Не знаю, приписывать ли это данной книге? Может быть.

Катерина Леньгольд «просто космос» - читал с одной целью, скопировать себе рабочий график и его придерживаться. 3 дня на прочтение, полгода на практику - вот уже супер соотношение книги и практики, но так я захотел сам.

Оскар Хартманн «делай просто, просто делай». Суть книги в том, что важна только практика, а постоянное чтение самым лютым образом бесполезно. Собственно, я поэтому и перестал читать ее на середине. Пошел просто делать. Сейчас полностью разделяю такой подход. Кстати, Хартманн не поддерживает никакие курсы и уверен, что все нужное можно найти в Youtube, а дальше остается только практиковать. Похоже, это единственное, что действительно приносит результат.

Все книги - пустой звук без очень продолжительной практики. Не ведитесь на уловки кого угодно, кто пытается вам впихнуть идеи и знания. Даже на Яндекс.Дзене много статей становятся популярны по причине массового вкуса, связанного не с пользой, а получением некого эмоционального эффекта. Но без выстроенных процессов, которые не связаны с эмоциями, реальной пользы - ноль.

Вывод: книги популярны не потому, что ведут к результату, а потому что на это есть рыночные причины: они дают эмоциональный всплеск, очень важный для массового спроса, он хорошо монетизируется о подталкивает авторов продолжать в том же духе. Будьте аккуратны!