Найти тему
Mural

Миссия наемников в Того - убить президента

by Robert K. Brown & Tom MacGregor

SoF, May 1978

ЭЙАДЕМА Гнассингбе persons-info.com
ЭЙАДЕМА Гнассингбе persons-info.com

В середине октября 1977 года сообщения о простой операции в Того, небольшой обедной стране на западном побережье Африки, достигли офиса SoF. Истории, распространяемые средствами массовой информации, были расплывчатыми, в первую очередь потому, что никто не смог найти и взять интервью у кого-либо из участников.

Мы связались с рядом источников в среде наемников и дали понять, что заинтересованы в поиске и интервьюировании одного из них.

Терри Эдвардс, автор и издатель «Руководства наемников», сообщил нам, что он контактировал с одним из членов команды наемников; что он может поручиться за его авторитет. Первоначально контактное лицо Эдвардса отказался говорить, поскольку была вероятность, что некоторые из членов его команды все еще находятся в Того.

Через несколько недель контактное лицо Эдвардса, которого мы будем называть «Джон», определил, что весь персонал был эвакуирован. Следовательно, он согласился поговорить, поэтому мы отправили помощника SoF, редактора Тома МакГрегора, чтобы провести интервью. МакГрегор допрашивал «Джона» семь часов, и у него создалось впечатление, что наемник говорит правду без приукрашивания. Когда мы отсылаем этот номер в печать, у нас нет подтверждающих доказательств, подтверждающих детали его истории. Однако общая тема этой частной операции была подтверждена сообщениями, появившимися в канадской и британской прессе. Конкретные даты, некоторые места и национальности некоторых участников в настоящее время не могут быть названы, поскольку считается, что правительства Тоголезской Республики, Канады и Великобритании продолжают расследование этого инцидента.

История этой любопытной и интригующей истории приводится ниже:

Ранней весной 1977 года к «Джону» обратился отставной канадский офицер армии подполковник У. Т. Э. «Том» Финан из Торонто. Финан, которому сейчас 56 лет, сделал выдающуюся карьеру в канадских войсках.

Известный в среде наемников как «полковник», Том Финан начал свою военную карьеру во время Второй Мировой Войны. Он был командиром танкового подразделения, воевавшего в Италии и Европе. Впоследствии он служил майором в миротворческих войсках Организации Объединенных Наций в секторе Газа и инструктором армии Ганы. С 1965 по 1967 год он командовал полком Королевских Канадских Драгун, и в 1969 году вышел в отставку.

В 1971 году он занялся торговлей оружием, специализируясь на поиске устаревшего оружия и запчастей для стран третьего мира, в первую очередь в Африке. Он также поставлял оружие в Ливан во время гражданской войны.

Финан, который несколько лет знал Джона как друга, сделал первый шаг.

«Меня просто спросили, не буду ли я заинтересован в наемнической операции», - вспоминает Джон. «Разговор велся лишь в общих чертах, не было сказано ни название страны, ни то, каким образом будет выполняться план».

Джону предложили место в группе из-за его опыта в обращении со стрелковым оружием. Он согласился из-за «авансовых» денег и обещания дополнительных выплат после успешной операции. Участвующие наемники должны были получить эксклюзивные права от нового правительства Того дающие гарантию как на неприкосновенность, так и на долю в индустрии внутри страны, контроле и управлении игорными казино и другие экономические гарантии. «Джон» отметил: «Дополнительные гарантии там, где были настоящие деньги».

Оплата наемников составляла несколько тысяч долларов аванса, плюс 100% бонус после успешного завершения миссии. Все расходы оплачивались отдельно. Оплата первоначального аванса и расходов производилась в швейцарском банке в валюте по выбору человека.

В конце весны Джон получил приказ из Парижа. На начальных этапах операции члены группы из восьми человек были разбросаны по всей Европе и не встречались друг с другом до того, как перебрались в Африку. Связь поддерживалась при помощи телекса и телефона.

Джон и другие члены команды совершили несколько поездок в другие европейские страны, в первую очередь в Германию и Швейцарию, для решения финансовых вопросов, сбора разведданных и приобретения оружия.

Джон чувствовал, что вся операция поддерживалась теневой, но эффективной организацией, которая действовала независимо от группы наемников. Он обосновал это наблюдение, указав на тот факт, что руководитель группы, бывший британский SASовец (SAS - британский аналог спецназа армии США) сержант Дэвид «Дарки» Дэвидсон, украл у IRA 80 дробовиков Browning Riot Gun 12-го калибра.

«Этого нельзя было бы сделать, если бы у Дэвидсона не было доступа к превосходной разведывательной информации, а также помощи в транспортировке оружия из Ирландии», - заметил Джон. «Дэвидсон, вероятно, получил помощь от людей в каком-то правительственном учреждении в совершении кражи. Логично, что вам нужна помощь в транспортировке 80 ружей из одной страны в другую».

Джон отметил, что организация поддержки была эффективно отделена от боевой группы; Ходят слухи, что IRA объявила контракт на Дэвидсона за эту кражу.

В течении лета команда прибыла в Того. Все были на месте, прибыв самостоятельно и по графику в течение двух недель. Они поселились в разных отелях под различными прикрытиями.

Их миссия заключалась в том, чтобы убить президента Того, подполковника Гнасингбе Эйадема от имени «Тогалезской Освободительной Армии» (Togalese Liberation Army, TLA) и правительства Того в изгнании. Концепция операции предусматривала убийство президента в аэропорту одним снайпером, вооруженным AR-15. Удар будет нанесен «с близкого расстояния». В планах на случай непредвиденных обстоятельств предусматривалось устроить засаду на президента, когда он выходил из аэропорта, и, если это не удастся, предпринять штурм дворца.

Засаду на автомобиль планировалось провести следующим образом: снайперская группа будет следовать за президентом, который будет ехать на лимузине в сопровождении мотоциклистов. На транспортной развязке четыре команды устроят Т-образную засаду. Снайперская группа будет служить блокирующим элементом, если засада будет инициирована или под угрозой.

Засадные группы должны были состоять из двух белых наемников и примерно 12 членов TLA. Наемники имели AR-15 или итальянские карабины AP-74 калибра .32 ACP, люди TLA были вооружены дробовиками Browning.

Если по какой-то причине засада не будет проведена, группа наемников штурмует Президентский дворец и уничтожит президента. По завершении миссии группа должна перебраться в Гану, находящуюся на расстоянии 2,5 км.

Штурм дворца должен был завершиться за семь минут. Когда мы его спросили, как этого можно добиться за это время, особенно без репетиций, Джон заявил, что армия и подразделения безопасности будут нейтрализованы; ожидалось небольшое сопротивление или полное его отсутствие.

Джон заявил, что операция была планирована полковником Финаном, сержантом Дэвидсоном и членами TLA.

Затем нового «президента» сопроводит в столицу Того вторая группа наемников, состоящая из британских регулярных частей SAS, которые находились в Гане в отпуске с военной службы. Джон заявил, что план постоянно изменялся, поскольку сотрудники SAS находились на действительной службе в Северной Ирландии и испытывали трудности с получением отпуска. По словам Джона, этим сотрудникам SAS также заплатили 8000 долларов.

Оружие, AR-15, AP-74 и дробовики, было ввезено в Того контрабандой, до прибытия наемников и, к большому ужасу членов команды, не включало автоматическое оружие, как раньше было обещано Финаном или Дэвидсоном. Они не были рады, но были полны решимости довольствоваться тем, что у них было.

Также было ввезено в Того контрабандой некоторое количество взрывчатки, которая должна была использоваться в засаде на автомобиль. Если бы засада не была проведена, она была бы использована, чтобы взорвать мост за пределами столицы и, таким образом, изолировать часть президентской гвардии Того во время нападения на дворец.

Оружие, взрывчатые вещества и другое «чувствительное» снаряжение было спрятано в правительственном здании и фактически охранялось тоголезскими войсками. Джон видел, что эти охранники не знали, что они на самом деле охраняли. Фактически, он даже проверял оружие, разбирая и собирая его, в то время как охранники оставались у двери.

Противник был плохо обучен, оснащен и немногочислен. Президентская охрана численностью 800 человек была вооружена только устаревшими французскими пистолетами-пулеметами MAT 49. Все они были членами того же племени, что и Президент. У армии Того есть небольшое количество броневиков Panhand, с неисправными пушками.

Поскольку президент Того мало верит в регулярную армию, тем военнослужащим, которые имеют на вооружении старые винтовки с продольно-скользящим затвором MAS 36, боеприпасы не выдаются. Солдатам без винтовок выдается по пять патронов.

Разведка наемников установила, что в Того также находилось от 30 до 40 северокорейских советников.

«Мы были хорошо проинформированы обо всех военных аспектах ситуации», - сказал Джон. «Большая часть нашей информации исходила от неназванных частей сопротивления внутри страны. Мы проверили полученную информацию о моральном состоянии армии, состоянии технического обслуживания и читаемости оборудования, местонахождении и численности гарнизонов, а также о лояльности всех граждан, и военной иерархии».

«Находясь в Того, мы также провели разведку местности и маршрута по целям миссии и маршрутам эксфильтрации. Мы также связались с частями TLA, которые должны были обеспечить местную материально-техническую поддержку, разведку и боевую поддержку для ударной группы».

День-Д был назначен на начало осени, когда президент вернется из семидневных каникул в августе.

Пока президент был в отпуске, а наемники дорабатывали свои планы, миссия была прервана. Весь персонал группы получил указание покинуть Того в течение 24 часов; вернуться на исходные плацдармы. Им сказали: «Президент продлил отпуск». Больше ничего.

«На этом этапе миссия была полностью отменена, и я вернулся домой. Я так и не получил никаких дополнительных разъяснений относительно того, почему миссия была прервана. Несколько недель спустя со мной связались по поводу участия во второй попытке. Я не мог пойти из-за ранее взятых на себя обязательств» - продолжил Джон.

«Позже я узнал, что только четыре из восьми первоначальных (четыре из восьми были североамериканцами; четыре европейцы) дали согласие на попытку номер два. Вторая попытка была организована из Ганы. Я не знаю точной концепции операции, но группа собиралась проникнуть в Того через Ганскую границу».

Эта вторая попытка была прервана, когда группа наемников подошла к границе и обнаружила, что ее усиленно патрулируют тоголезские службы безопасности. Миссия снова была отменена, и, насколько мне известно, всех успешно эвакуировали.

Согласно канадской и британской прессе, эта попытка (канадские и британские газеты не знали о первой августовской попытке, описанной Джоном) была сорвана усилиями британского министерства иностранных дел, которое проинформировало президента Эйадему.

Известно, что полковник Финан собрал свою команду в сонном рыночном городке Херефорд, Англия. По сообщениям прессы, он и его команда получили по 9000 долларов заранее и должны были получить еще 9000 долларов, когда Эйадема должен быть устранен.

Источники с хорошими связями утверждают, что британскому министерству иностранных дел стало известно о второй попытке после того, как один из бывших членов SAS спросил у действующего офицера SAS, находившегося в неведении, разрешение на участие в операции.

Предупреждение было передано Эйадеме по дипломатическим каналам, и 15 октября Эйадема объявил, что его спасла информация от дружественных сил.

Джон все еще не уверен, почему первая миссия была прервана.

Он предположил, что их усилия могли быть скомпрометированы группой французских наемников, которые находились в Того одновременно с той же миссией; что французы раскрыли их, чтобы выиграть время для реализации своего собственного плана свержения Эйадема. Согласно отчетам разведки наемников, французские наемники представляли интересы французского правительства. Джон заявил, что план французов был отложен, поскольку их кандидат на замену Эйадема - его шурин - был казнен по приказу Эйадемы. «Другая возможность», согласно «Джону», заключается в том, что нас предал тоголезец, который знал о заговоре».

«Одна из наших проблем заключалась в том, что персонал команды имел обычное военное прошлое, что ни один из членов команды не был выбран из-за определенных знаний, кроме меня и Дэвидсона. Основным критерием отбора было личное знакомство».

«Другая проблема заключалась в том, что, пока все члены команды были в Того, включая Дэвидсона, у нас не было командных тренировок, никаких репетиций. Также не было возможности обучить местный персонал, который должен был действовать с нами».

«Когда мы собрались в Того, мы поддерживали связь с помощью кодированных инструкций, получаемых через телекс. Однако связь с помощью телекса оказалась неэффективна из-за ненадежности системы электронной связи Того».

Джон отказался подробно описать используемые коды или методы идентификации членов команды. До приезда в Того он знал только одного члена команды. Хотя он встречался со всеми другими членами команды в то или иное время в Того, они никогда не встречались как единое целое. Их прикрытие было таким, что они могли познакомиться друг с другом «по-дружески».

Хотя Джон был разочарован неудачей августовской попытки, он не чувствовал, что его время потрачено зря.

«В течение нескольких недель, которые мы провели в Того, мы жили на широкую ногу. Другими словами, я чертовски хорошо провел время. На самом деле, это был лучший отпуск, который у меня когда-либо был! Мы вели жизнь плейбоев - пили, трахались и загорали. В конце концов, все расходы были оплачены». (Джон также отметил, что, находясь в Париже, он остановился в отеле за 1000 долларов в неделю.)

Когда его спросили, почему для операции были выбраны белые наемники, он заявил, что тоголезцы, выступающие против Эйадемы, считаются ненадежными.

«Эйадема выжил в авиакатастрофе, в которой погибли все остальные, и, следовательно, туземцы боялись его, как Бога. Они боялись действовать напрямую».

По всей видимости, была третья попытка завербовать персонал SAS, которая была прервана, когда Специальное управление Скотланд-Ярда «поговорило» с новобранцами в декабре 1977 года.

Спекуляции по поводу финансирования операции в Того по-прежнему не утихают.

По одной из версий, радикальный лидер Ливии полковник Муаммар Каддафи дал тоголезскому правительству 3 миллиона долларов, которые осели в карманах Эйадемы и его министров; из-за этого он был обижен и профинансировал операцию наемников.

Другая теория, поддерживаемая Джоном, заключается в том, что операция финансировались членами племени и родственниками бывшего президента Сильвана Олумпио, который был убит Эйадемой в 1963 году.