Самодостаточная Музыка, щедрая по отношению к фигурному катанию, снисходительное Изобразительное искусство, их бедная родственница Поэзия, потёртый Театр с извечными драмой и комедией, Кино с абстрактными образами и конкретными героями, фееричная Цирковая акробатика с кажущейся лёгкостью, догматичный Балет с легкомысленной подружкой Хореографией – все они верные союзники настоящего Фигурного катания.
Каждому из этих партнёров, в разной степени, каждодневно служат тренеры, хореографы и спортсмены, избравшие для себя спортивную дисциплину – фигурное катание. Только так можно творить гармонию. Ещё они служат Единым правилам и нормативам ISU. Всё это творчество должно точно лечь в прокрустово ложе регламентов. И это называют любительским спортом (eligible – правом обладающие, почти по Раскольникову)?!
Коучи и фигуристы с которыми они работают ищут в этих творческих союзах как основу своих программ, так и самые тончайшие нюансы, способные обогатить разыгрываемые на льду мини-спектакли или увертюры. Открытия для своих и наших жизней.
Самая тесная связь у фигурного катания с хореографией. В предыдущих материалах был рассказ Алексея Железнякова, о занятиях, видах и формах хореографии, какие-то моменты раскрывали повествования Даниила Глейхенгауза. Впереди планирую материал о подходах Этери Георгиевны. На это ещё надо решиться.
Будь то балетная классика или оригинальные жанры, есть в них, для фигурного катания, как обязательные элементы, подразумевающие необходимость точного следования, так и невыполнимые отличительные моменты, в силу объективных законов физики.
У каждого из хореографических действий есть свои задачи. Классическая подготовка даёт точность линий, выверенность позиции, законченность движения и т.д., а оригинальные виды хореографии превносят более эмоциональную пластику в динамический рисунок танца, в скольжение на льду. Тема очень обширна для формата дзен-статьи.
Одно точно, у каждой программы есть свой хореографический рисунок, сотканный из общих универсальных элементов и изюминок, в основе которых индивидуальные качества фигуриста, в том числе и антропометрические данные, их предпочтения, допустимые образы на основе внешних данных и, конечно, убеждения.
Всем этим связывается в единое произведение обязательная техническая база – прыжки, вращения, шаги и т.п. Мы уже выяснили с вами, что балет, да и бальные танцы, относятся к прародителям фигурного катания. Но есть у катания на льду свои гордые индивидуальные особенности.
Вы просто об этом не задумывались, но с развернутой балетной постановкой опорной ноги вы на льду не сдвинетесь с места. Это физика! Не будет скольжения. Совсем по другому дело обстоит со свободной ногой. Здесь балетная принципиальность работает по полной. Так что работа у станка в балетной школе будет отличаться от работы в классе хореографии для фигуристов.
Совсем другой позиции ног требует исполнение кораблика или бауэра (стопы, как в 1 и 5 позиции в балете). В скольжении по льду потребуется большая вывернутость. Иначе неминуемое падение и «позор». Про последнее шучу, но в любом случае будет неприятно.
Кстати, падения, как последствия неправильного исполнения, неполной вывернутости, можно избежать, раньше закончив описываемую дугу, но предательский шум от неправильного положения конька, крошащего лёд, сдаст вас с потрохами и будет отмечен судьями. Мы же помним, что бесшумность скольжения отличает мастеров и гениев.
Есть у балета и «политические» различия с фигурным катанием. Консервативный классический танец оказывается демократом, когда дело касается технических средств. Хореограф в балете свободен в выборе выразительных приемов, уровне их сложности. В ФК же есть обязательный набор фигур и технических приемов. Диктатура какая-то!
Не увидим мы и фигуриста исполняющего какое-то па на месте. Такое базовое движение гарантировано будет не понято даже самыми лояльными зрителями. Да и судьи следят, чтобы фигурист за отведенное на программу время отметился в каждой зоне ледовой площадки.
По этой ссылке можно просмотреть видео-карту короткой программы Анны Щербаковой под саундтрек фильма «Парфюмер»:
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/skatingmaps/2704195.html
Ещё одним важным отличием ФК является скорость, без неё, практически, невыполнима большая часть элементов. Многократно повторяющиеся твизлы, моухоки, чоктау в дорожке шагов требуют динамики. Они задают ту энергетику, за которую мы любим фигурное катание.
Живу в провинциальном городке, в тысячах километрах от Большого театра, в сотнях от Национальной Оперы, смотрю в смартфоне всё больше и больше разочаровывающие меня фильмы, бубню под нос любимые и никому не нужные сейчас стихи и ЗА всё это люблю фигурное катание. В нём всё, как в гармоничной пьянящей винной истине.
Как вы понимаете, этим букетным удовольствием «Vinum in Veritatem» (вино в истине – смысловой перевёртыш известной латинской поговорки) можно насладиться только в «Хрустальном» фужере.
In aqua sanitas (здоровье в воде). Так что надо успокоиться, выпить воды и заняться оформлением статьи, под бубнёж строчек неизвестного автора:«В хрустальном бокале смешали: Немного романтики, в меру печали, чуточку грусти, пригоршню страсти… что ещё нужно для полного счастья?».