Найти в Дзене
NEBUMAGA

Билеты по 150 тысяч: маэстро Бузова — новая «гордость» МХАТа

Оглавление

«Удачный эксперимент» — так худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков назвал дебют Ольги Бузовой в постановке «Чудесный грузин». По его мнению, «стоячая овация снимает все вопросы». Люди раскупили билеты за баснословные деньги. Через несколько дней после анонса цены на билеты в Сети поднялись сначала до 70, а потом и до 150 тысяч рублей. Сейчас на спектакль полный sold out до сентября.

Позор или триумф?

Если ввести в Google «Бузова МХАТ», поисковик выдаст вам ряд видеозаписей с ее выступления. Пропитая дама в клоунском оранжевом костюме и бокалом в руках срывает голос, орет что-то несвязное. Ей рукоплещут, ей адресуют овации. Как же стены великого художественного театра устояли и не раскрошились?

После спектакля, стоя бок о бок с Бояковым, Бузова наставническим голосом вещает в микрофоны журналистов, что ее роль «очень важная». Она призвала глупышей-зрителей не вслушиваться в ее голос и не разглядывать ее внешний вид, а вникать в суть. А есть она, суть эта? Конечно есть.

Главная ирония — Бузова ошибочна полагает, что вникает в нее. В произведениях искусства нередко используют прием под названием «двойное дно» (скрытая задумка). В «Чудесном грузине» дно (задумка) именно такое. И оно пробито.

Феномен Бузовой

Бывшей участнице «Дома-2» невдомек, чем же на самом деле она так привлекает зрителя. Девушка видит себя музой, маэстро, бесконечно талантливой дивой. В реальности она комический персонаж Петрушка.

-2

Играет Оля на самом деле в кукольном театре, где, как и любой Петрушкой, ею управляют чужие руки. Кукле внушили ее «грандиозность», надели на нее шутовскую шапку, которую она приняла за корону. Вот вам сюжет одной из старых сценок с Петрушкой, который веселил простой русский люд сотни лет назад:

«Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво».
-3

Людей привлекает нелепость, с которой Оля взбирается на очередного «коня», будь то музыка, обозревание футбола или «мхатовская» игра. Девочку юзают, но девочка этого не осознает.

Станиславский бы не поверил своим глазам

Очевидно, что не стоит принимать за чистую монету восхищения Боякова Бузовой. Я больше чем уверена, что за кулисами он хотя бы разок шепнул Оле на ушко о ее «безграничном таланте». Худрук МХАТа просто-напросто не побрезговал временно сменить профиль театра на кукольный и запустить в него Петрушку, который как золотая антилопа насобирает для него побольше монеток. И в этом великий в истории МХАТа позор, провал, неотмываемый стыд.

Бояков наплевал на историческую идею МХАТа

Есть два столпа, на которых держится Московский Художественный театр  с момента появления на свет. Оба этих столпа были сбиты Бояковым запуском спектакля «Чудесный грузин» с Бузовой.

-4

Первый столп

МХАТ был основан Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1898 году. Двое этих великих мужчин мечтали создать творческое пространство, где не будет места дешевизне, излишнему пафосу, глупым переигрываниям.

«Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль»,

— рассказывал Станиславский.

Ох, Константин Сергеевич, надеюсь, в момент выступления Бузовой Вас отвлекли там на облаках и втаптывание своего замысла в сцену театра Вы не заметили.

-5

Второй столп

В период создания театра Немирович-Данченко внес в Думу доклад, который гласил, что представления должны быть доступными абсолютно каждому человеку, будь то простой крестьянин или сам император:

«Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах».

А теперь вернемся в 2021 год и увидим, как Бузова демонстрирует ложную, дешевую игру, на которую люди покупают совсем не дешевые билеты. Как так-то? Простите, Станиславский и Немирович-Данченко, мы все проE8@%ли.

Тернистый путь мхатовца

Николай Баталов, Иван Москвин, Борис Добронравов, Ольга Книппер-Чехова, Евгений Евстигнеев, Михаил Яншин, Раиса Максимова... Молодые, свежие, страстные актеры. Яркие, настоящие, лучшие из лучших в стенах МХАТ. Они жили на сцене, они умирали на ней, отдавали себя и играли всерьез, взаправду. Эти люди сделали художественный театр святыней для всех, кто желает прикоснуться к настоящему искусству.

Студийцы легендарного выпуска Школы-студии, 1956 год
Студийцы легендарного выпуска Школы-студии, 1956 год

Чтобы ступить на сцену МХАТа, до настоящего момента нужно было отдать ему свою душу. На старте своего пути молодые артисты проходят обучение в Школе-студии МХАТ. Но для начала в нее необходимо поступить. Такая удача выпадает далеко не каждому. Как правило, еще школьниками ребята несколько лет готовятся к этому шагу.

Осмелившись попробоваться в студию, абитуриенты проходят четыре этапа: пляшут, поют, читают отрывки из произведений, смеются, злятся, кричат навзрыд. Думаю, говорить о той центрифуге, в которую попадает поступивший, не нужно. Отучившись актер, стирая пятки, бегает по пробам, записывает миллиард визиток, играет в куче сырых, провальных проектов. И не факт, что он когда-то ступит на сцену МХАТа. А когда ступит, будет готов целовать ее деревянные половицы и плакать от чести, которой он удостоился.

-7

Бузова просто зашла во МХАТ через главный вход и сразу запрыгнула на сцену. Автоматически сцена превратилась в «лобное место», а старый добрый зритель сменился на целевую аудиторию «Дома-2». Все смешалось, люди, кони. Что ж, раз искусство теперь выглядит так, то обратимся к словам великих классиков.

«Когда нет выхода — только вход,

Сотри контакты, смени пин-код»,

(Ольга Бузова — «Танцуй под Бузову»)

Выхода и правда нет. Хайп добрался до неприкосновенного, незыблемого. И, видимо, Великой школе театра пора стирать свои контакты. И менять пин-код. Раз уж произошла такая глобальная культурная утечка.