Найти тему
От Урала до Карибов

Как советская власть боялась своего народа. Продолжение.

Продолжаю об оружии в СССР

После завершения боевых действий в распоряжении военнослужащих и гражданских лиц имелось большое количество оружия и боеприпасов, которые они могли использовать не по предназначению – например, для ловли рыбы.

Для борьбы с этим явлением был издан приказ НКВД СССР № 328 от 30 июля 1945 г. «О соблюдении правил рыбной ловли личным составом войск и НКВД». В нем говорилось о том, что многими военнослужащими войск и органов НКВД, работниками милиции и гражданским населением нарушалось Постановление СНК СССР от 25 сентября 1935 г., запрещающее применение взрывчатых веществ для ловли рыбы.

В приказе отмечалось, что рыба глушится в реках, озерах и других водоемах ручными гранатами, шашками, самодельными бомбами, чем наносится огромный ущерб рыбному хозяйству страны, так как водоем, после глушения в нем рыбы, на много лет становился мертвым, абсолютно безрыбным. Также во время глушения рыбы часто имели место несчастные случаи, которые вели к жертвам.

Начальникам органов НКВД, начальникам войск округов, командирам соединений, частей и учреждений войск НКВД, начальникам органов милиции приказывалось:

а) категорически воспретить всему личному составу применение взрывчатых веществ для ловли рыбы;

б) каждый факт ловли рыбы личным составом с применением взрывчатых веществ строго расследовать, и лиц, виновных в хищническом истреблении рыбы, в хищений боеприпасов, а также не обеспечивших их надлежащего хранения, привлекать к строгой судебной и дисциплинарной ответственности;

в) обязать личный состав войск и органов НКВД и работников милиции строго соблюдать установленные правила рыбной ловля и оказывать всемерную помощь рыболовецкому надзору Наркомата рыбной промышленности в борьбе с нарушителями этих правил.

То есть больше за рыбу беспокоились, чем за безопасность.

О масштабах оружия гулявшего по стране, можно судить о том, что даже через год после войны, в 1946 году, было изъято 148865 стволов только незарегистрированного оружия. В 1947 году ходе перерегистрации оружия было добровольно сдано населением оружия – 24 211 стволов, холодного оружия – 3113 единиц, гранат и патронов – 348 089 штук. А всего было изъято 92544 ствола неучтенного оружия. В 1948 г. всего было изъято 177 582 ствола огнестрельного оружия

Был установлен систематический контроль за обеспечением руководителями совхозов, колхозов потребсоюзов и других организаций сторожевой охраной складов, баз, амбаров, магазинов, скотных дворов и вооружения сторожей гладкоствольным оружием. МВД СССР требовало, чтобы все сторожа были вооружены гладкоствольным оружием и обеспечены свистками. Приняты меры к усилению паспортного режима в сельской местности и выявлению лиц, незаконно хранящих оружие.

Я писал уже о том, что у моего деда-колхозника, работавшего на звероферме и кладовщиком, имелся наган. Вспомните фильм «Операция «Ы». Там бабка охраняет склад с охотничьей двустволкой. И она явно не была охотником.

А вот то, о чем сейчас даже и помыслить нельзя: в военизированной охране исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД в условиях дефицита кадров для охраны контингента использовались заключенные (до 30% от личного состава охраны), которым для несения службы выдавалось оружие и боеприпасы. Офицерским и сержантским составом осуществлялся повседневный контроль за несением службы стрелками из заключенных, а также за их поведением в быту. Автоматическое оружие и гранаты охране из заключенных не выдавались!

А Постановлением Совета Министров СССР № 2186 от 17 августа 1953 г. была разрешена свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей. То есть даже охотничьего билета уже не надо было иметь! Органы милиции были освобождены от контроля за соблюдением порядка регистрации охотничьих гладкоствольных ружей отдельными лицами и учреждениями. Это вообще какое-то благодушие!!!

Приказом МВД СССР № 760 от 28 ноября 1956 г. была объявлена новая инструкция «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием» (разработанная на основании решения Президиума Совета министров СССР от 29 мая 1956 г., отменявшая инструкцию 1945 г.). Порядок, установленный этой инструкцией, распространялся на боевое, учебное и малокалиберное огнестрельное нарезное оружие, охотничье нарезное оружие, холодное оружие и боеприпасы к огнестрельному нарезному оружию.

Согласно инструкции гражданские министерства и ведомства по разрешению органов милиции могли приобретать и хранить нарезное оружие и боеприпасы к нему с целью:

вооружения личного состава охраны предприятий, учреждений и организаций, вооружения отдельных лиц, которым по роду службы разрешено ношение оружия;

проведения учебных занятий;

охотничьего промысла;

съемок кинофильмов;

экспонирования в музеях.

Малокалиберные винтовки и боеприпасы к ним учреждения, предприятия, учебные заведения и спортивные организации могли приобретать и хранить без разрешения органов милиции. Оружие, которым пользовались для своей охраны должностные лица, по роду службы имеющие право его хранения и ношения, выдавалось им по месту работы и учитывалось как ведомственное. Отдельные граждане могли приобретать и хранить без разрешения органов милиции только гладкоствольные охотничьи ружья, пневматические винтовки и пистолеты.

Разрешение на приобретение и хранение охотничьего нарезного оружия органы милиции выдавали только охотникам-промысловикам. В отдаленных охотничьих промысловых районах допускалось приобретать охотничье нарезное и малокалиберное оружие без разрешения органов милиции, но это оружие необходимо было в обязательном порядке зарегистрировать в течение двух месяцев с момента его приобретения.

В восьмидесятые годы все школы были укомплектованы учебными «калашами», гранатами, минами для проведения занятий в рамках НВП (начальная военная подготовка). Практически, начиная с 6 класса, школьники могли без проблем управляться со стрелковым оружием. Не могу сказать, что во всех, но в больших, с количеством учеников более 500 - это точно, школах имелись малокалиберные винтовки. Из этих винтовок также стреляли вдоволь те, кто сдавал теоретический минимум. А это значит, что все, кто хотел. Патронов было вволю! Имелись и пневматические винтовки, но они не котировались. Из них стреляли лишь младшие классы, ну и при подготовке к стрельбе из мелкашки.

Все это оружие хранилось в школьном тире, который никто не охранял. Если тир стоял отдельно, то ставился на охрану в отдел вневедомственной охраны. Те, которые располагались в зданиях школы (подвалы или цокольные этажи) оборудовались только звуковой сигнализацией.

Я сам до 1995 года работал в школе преподавателем НВП. Правда уже в 1993 году, по моему, НВП отменили и ввели курс ОБЖ. Но нас все равно называли энвэпэшниками. В моей оружейке имелось три малокалиберных винтовки, три учебных автомата, учебные гранаты РГД и Ф-1, три противопехотные мины. Не муляжи, а именно мины и гранаты. Тира в школе не было, поэтому для проведения стрельб я брал эти мелкашки, и вместе со старшеклассниками шел в другую школу, имевшую тир. Расстояние между нашими школами около 2 километров и мы шли с этими винтарями по населенному пункту мимо милиции и никаких проблем. Оружие нести доверял тем, кто имел лучшие показатели по НВП (ОБЖ). И вот уже в 90-е годы было принято решение об изъятии мелкашек и учебного оружия из учебных заведений. В 1994 году я сам лично сдавал в милицию последние мелкашки. В школе остались только пневматические, но это уже не то!

В 1959 году решили, что свободная продажа оружия все-таки не есть хорошо. Совет Министров СССР постановлением № 478 от 11 мая 1959 г. установил, что гладкоствольные охотничьи ружья повсеместно за исключением районов промысловой охоты должны продаваться гражданам по предъявлении ими членских билетов общества охотников. Продажа ружей предприятиям и организациям для целей охоты и охраны социалистической собственности должна была производиться по письменным требованиям их руководителей.

Но в районах промысловой охоты оружие по-прежнему продавалось свободно!

В 1960 году правительство решило снова внести изменения в правила обращения оружия.

Так, малокалиберные винтовки могли приобретать без разрешения милиции только организации ДОСААФ. Гладкоствольные ружья, ружья со сверловкой «парадокс» (нарез длиной 100 – 140 мм в начале или в конце ствола, позволяющий стрелять как пулями, так и дробью), пневматические винтовки и пистолеты, сигнальные и стартовые пистолеты приобретались без разрешения органов милиции по заявкам руководителей предприятий, учреждений и организаций и учебных заведений. Продажа сигнальных и стартовых пистолетов, пневматических винтовок и пистолетов отдельным лицам запрещалась.

Граждане могли приобретать и хранить охотничье огнестрельное и холодное оружие в следующем порядке:

а) охотничье нарезное оружие, ружья с нарезным стволом, малокалиберные винтовки – по разрешению органов милиции, кроме отдаленных охотничьих районов, где охотникам-промысловикам требовалось получить разрешение только на его хранение в течение двух месяцев со дня приобретения;

б) гладкоствольные ружья, ружья со сверловкой «парадокс» и охотничьи ножи – без разрешения органов милиции, по предъявлении охотничьих билетов.

Ссыльные граждане, а также выселенные по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. даже при наличии охотничьего билета приобретали это оружие, лишь имея письменное согласие местного органа милиции.

Только в 1963 году было принято решение о привлечении к административной ответственности за стрельбу в населенном пункте (10 рублей). До этого можно было без проблем стрелять ворон прямо из окна собственного дома. У моего знакомого дед в 70-х годах, хотя уже тогда это было запрещено, так себе на обед промышлял. В деревне рябины много росло. И вот по осени налетят дрозды-рябинники и облепят деревья, аж ветки прогибаются. Дед в окно высунется с ружьем – ба-бах и внука посылает за добычей. Тот ведро рябинников насобирает и в печку их. Мяса там немного, но вкусные!!!

начало здесь