Найти тему

ТОП-5 терминов теории вероятностей | Что нужно знать для ЕГЭ?

Оглавление

Эта статья открывает цикл «Готовимся к ЕГЭ». Я хочу создать удобный путеводитель для тех, кто готовится к ЕГЭ по профильной математике. В нем соединятся теоретические и практические материалы для решения ЕГЭ на 80 баллов.

Кубик или игральная кость — самый распространенный пример задач
Кубик или игральная кость — самый распространенный пример задач

В ЕГЭ задача №4 разделена на 2 типа:

  1. Классическое определение вероятности
  2. Теоремы о вероятностях событий

Это первая статья из серии «Теория вероятностей». Всего будет четыре:

  1. Основные понятия
  2. Классическое определение вероятности: практика
  3. Теоремы о вероятностях
  4. Виды событий: практика

Основные понятия

Этот раздел математики использует собственный язык. Поэтому некоторые понятия я буду переводить в скобках на простой человеческий язык.

Опыт (эксперимент)

Это то, что мы делаем в задаче. Бросаем кубики, подкидывание монеты, вытаскиваем шарики из коробки, достаем пирожки из корзинки и так далее.

Опыт бывает составным. Это когда он состоит из нескольких простых опытов. «Подбрасывание монеты 6 раз», т.е. опыт «подбрасывание монеты» повторяется 6 раз.

Исходы (результаты)

Это то, что может получиться в результате проделанного опыта. При бросании кубика могут выпасть цифры от «1» до «6». При подкидывании монетки выпадет либо «орел», либо «решка».

А если на ребро упадет? Вероятность действительно есть. Вероятность примерно 0,017% или 1 раз из 6000 бросков. Это жутко мало. В школьных задачах мы ее игнорируем.
Напишите в комментариях, если вам удавалось уронить монету на ребро.

Кубики с разным количеством граней: 4, 6, 8, 12 и 20
Кубики с разным количеством граней: 4, 6, 8, 12 и 20

Событие (условие)

Это те случаи, вероятность которых мы собираемся найти. События могут быть разные: состоять из одного условия или из нескольких. Иногда прямым текстом в задаче это может быть не сказано. Тогда нам самим нужно понять, что имеется в виду на самом деле.

Обозначаются заглавными английскими буквами А, B, C, D, ...

Частота или частотность (как часто происходит)

В отличие от вероятности, частота - величина практическая. То есть сначала проводят опыт, фиксируют данные, считают и получают частоту. Это то, как часто конкретное количество опытов заканчивалось нужным нам исходом.

Пример. Будем подбрасывать монету и записывать сколько раз выпадет «орел».

  • Подбросили 10 раз. «Орел» выпал 4 раза. Частота выпадания «орла» 4/10 = 0,4.
  • Выбрали время и подбросили монету 100 раз. «Орел» выпал 63 раза. Частота 63/100 = 0,63.
  • Попросили 10 друзей подбросить монету по 100 раз. Собрали со всех инфу. Из 1000 подбрасываний «орел» выпал 517 раз. Частота 517/1000 = 0,517.
  • Потом вы, конечно же, создали челлендж мирового масштаба, в котором участвовало 2.000.000 человек. Собрав все данные вы посчитали частоту выпадания «орла» 1.008.579/2.000.000 ≈ 0,504.

При большом количестве опытов частота приближается к вероятности.

Вероятность (величина шанса)

Это то, какой шанс появиться у определенного события. Вероятность - теоретическая величина. Ее считают до того, как провести опыт. Реальные результаты опыта могут не совпадать с прогнозами. Измеряется в процентах от 0 до 100 или в процентных долях от 0 до 1. Запомните: вероятность не может быть меньше 0 и больше 100% (или 1, если измеряете в процентных долях).

Вероятность обозначается «Р(А)» (пэ от а) или «вероятность события А».

Как у вас с теорией вероятностей? В жизни пригождалось?

_______________________________

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на канал.

Если Вам нужна помощь с математикой, напишите мне лично в Телеграм и Ватсап.

В своем телеграм-канале я бесплатно делюсь теоретическими материалами и видео-разборами заданий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Есть отдельный канал с отзывами родителей и учеников.