На границе веков в наши края попадали случайные охотники*. От общения с ними возникало стойкое, кислое ощущение даром затраченных усилий. Происходило это от того, что гость не проникался охотою, природой. А приезжал от скуки, ради статуса, трофея, пόнта.
Нет, чаще охотник с восторгом и распахнутыми глазами смотрел на горы, реку и тайгу. Это был наш человек (предвижу вопрос – это не подделать).
Однако, с каждым годом равнодушных к охоте становилось больше. И все больше пускались они в путь – отметиться. А не в гости к древней природе, философии** (или религии – кому как повезет). Такое уж наше сегодня.
А может битва за жизнь превращала их в камень. А поездка в тайгу была последней попыткой, агонией перед тем, как асфальтовый рай засосет их.
Знакомые гиды, намучившись с показушниками, стали тогда поднимать цены, чтобы оградить себя от не- энтузиастов. В случае большой цены, если и на такую цену находился покупатель, гиды утешали себя, хотя бы деньгами. «Эксклюзивность» отрасли (в смысле конской стоимости) ковалась из скуки, от скуки и в пику скуке…
Так что там, с противопоказаниями.
Случился в 00-е такой клиент и у нас. Сразу, у трапа, заявивший:
- Я могу продать в пустыне песок, а на севере снег. Я - продаван
Веселая была завязка. Подумалось, что, скорее всего, он привык мотивировать себя самостоятельно и непрерывно. Тренинги и коучи, похоже, травмировали парнишку.
Да что с того. У всякого свои особенности. Хотя турист, он во все века был странен аборигену. Абориген спокоен, когда турист объясним, понятен и добывает рыбу, мясо, трофей для каких-то своих текущих или сакральных нужд. Тогда все укладывается в образ элементарного взаимодействия дикаря с природой, и не удивляет, не настораживает нашего брата - аборигена.
Повел я гостей из ближней избы - на равнинах токá побольше, да и стационар доступен и обустроен. Глухарей они взяли, пели те активно, но компактно, на землю не слетали до света, по причине подроста, наверное. Песню наш турист сразу услышал. Подошел грамотно, по инструкции, стрелял первым под песню глухаря напарника.
По завершению, за чаем, диалог начал турист:
- Ставлю у себя крестик - я все знаю про охоту на глухаря
- Это классика, и не самая азартная охота, да и жалко весной, а вот по осени с лайкой, а можно на лиственнице, можно сплавом на дресве - попытался расширить тему я.
- Мне с глухарем все понятно, уже не интересно, любое дело интересно первый раз, один раз
- У тебя сколько детей? – не удержался я (согласен, так себе, ирония).
- Трое – не понял сарказма он.
- А может зверя заберем? По весне не возбраняется зачистить участок
- Это вам нужно участки зачищать, мне интереса хватит
- Так трофей, шкура еще годна, на полу валяться, детишкам для игр
- А не опасно?
- Не опаснее чем в городе дорогу перейти
- В городе правила
- Так и в тайге правила, закрепленные за миллионы лет, не выдуманные, зверь их редко нарушает.
Гость задумался, пошел прогуляться по урезу коренного берега, а надо сказать берег был хорош, прозрачен и сух. Редкие лиственницы вперемешку с малолетней елью и совсем уж мелкими кедренышами, создавали иллюзию парка. А медвежья тропа, натоптанная многими мягкими лапами, иллюзию цивилизации. Тем более, артельной избе было лет полста, и весь сухостой был выбран, что придавало лесу ухоженность. И здоровый вид.
Через пару часов ходьбы гость вернулся:
- Нет, в другой раз, эмоций пока достаточно
А я не сказал бы, что эмоции его перехлестывали, но может, не умею их читать, и принимаю их за равнодушие и скуку.
Прошло сколько-то лет, и снова приехал к нам старый товарищ, но уже без своего гостя. Порыбачить. У костра зашел разговор о давнем клиенте.
Все у него вроде нормально. Магазин его разорился после того, как какая-то сеть зашла в город. Не сразу разорился, наделались долги. Затем он ушел работать по специальности. Что-то про водоснабжение.
Это правильно – поить людей святое дело. Мы из воды. И ничего что он несет людям воду в обмен на деньги. Нынче все за деньги.
- А что, в торговлю не вернется? Он же любил продавать?- удивился я.
- Вряд ли – работать на дядю он считает деградацией
- А на зверя как, не созрел?
- Даже не заикается. Ружье забросил. Утверждает, что всё познал.
Такой выбор.
В общем, не мучайте себя, насильно не заставишь себя охотиться. Даже там, где дичь на голову садится. Таков механизм эволюции – природа допускает к себе столько людей, сколько может прокормить. Лишних не допускает.
А нам кажется, что мы цивильные, что мы зеленые, или нам в тайге скушно, не подозреваем, что так мы неосознанно снимаем лишний пресс с природы и популяций. Что природа командует нами. И комфортно вымираем в городах. Принося природе посильную пользу тем, что не посещаем ее. И не участвуем в этом шумном круговороте неудержимо возрождающейся жизни. Каждый год. Потому и живем всего один раз.
(*- как они попадали к нам, учитывая не близкий свет? Друзья друзей)
(*- любая философия, как мы знаем, это лишь проекция, отражение текущего мировоззрения и выдуманного (новым поколением) нового образа жизни, а иногда – заказ старых перечников, в безуспешной попытке удержать ими свое прошлое)