Нарком просвещения.
В первом советском правительстве на пост комиссара просвещения Ленин предложил кандидатуру Луначарского. На этой должности он работал с 1917 г. по 1929 г.
Он был незаконнорожденным ребёнком. Его отец не пожелал жениться на его матери. Она была уже беременная, когда с ней состоял в отношениях В. Ф. Луначарский. У него самого было уже двое детей от первой жены. Рождённого мальчику он дал свою фамилию. Когда мальчик вырос, то продолжил образование в Европе. Жил в Швейцарии. Там познакомился с марксистской литературой, воспринял идеи коммунизма, а по возвращении в Россию стал их пропагандировать.
За это отправился в ссылку. А там уже познакомился с «профессиональными» революционерами и сам стал их сознательным соратником.
Споры с Лениным.
После освобождения из ссылки он снова уехал в Швейцарию. Там он познакомился с Лениным. Стал убеждённым большевиком. Но по некоторым вопросам его взгляды расходились с генеральной линией партии.
Например, он был против войны и вообще какой-либо формы насилия. В то время как Ильич втолковывал ему, что империалистическая война создаёт хорошие предпосылки для революции в России, его оппонент остро осуждал её.
Точно так же будущий нарком в 1917 г. выступил против вооружённого восстания. Он считал, что преобразования в России необходимо осуществлять, используя мирные средства.
Следуя моде времени, Луначарский был атеистом. Это он инициировал действия большевиков по разрушению института церкви и конфискации в пользу государства церковного имущества. Лозунг: «религия – это опиум для народа» заменил в те годы молитву «Отче наш».
Но в партийной верхушке большевиков комиссар просвещения так и не стал «своим». Его недолюбливали и не доверяли. Сам он был чужд властолюбию, не участвовал в подковёрных интригах, вообще не проявлял стремления в межпартийной борьбе. В этом проявлялась его творческая натура, жаждавшая интеллектуальных трудов в пику руководству массами. Особенно неприязненные отношения у него сложились со Сталиным
Не в ладах с Советской властью.
В наши дни принято считать, что советская система образования была лучшей в мире. Это так. А её основы закладывал товарищ Луначарский, самый образованный человек своего времени. Знал много языков. Однажды он выступал перед членами Коминтерна. Там были люди разных национальностей. И Луначарский решил блеснуть. Он стал говорить на русском языке, потом продолжил на немецком, затем на французском, испанском, английском – и завершил опять на родном. Зал рукоплескал!
Ленин говорил о массовости культуры, взяв этот тезис у Луначарского. Он умел убеждать.
Однако, когда он узнал про массовые репрессии, проводившиеся с ведома и по указанию партийного руководства, то подал в отставку. Ленин беседовал с ним, просил остаться наркомом просвещения.
В 1933 г. его отправили в Испанию. Там решили использовать его связи с европейскими деятелями культуры и образования. В Испании в то время власть захватили революционеры. В Москве их считали союзниками. Луначарский должен был наладить с ними взаимоотношения. Но в декабре того же года он ушел из жизни в небольшом городке, недалеко от Ниццы.