Экономика и финансы – это не всегда скучно. Например, экономисты охотно вычисляют разного рода индексы с участием продуктов.
Наиболее известный - Индекс бигмака (англ. Big Mac Index) — вычисляемый и публикуемый журналом The Economist с 1986 года. В основе индекса, определяющего паритет покупательной способности различных мировых валют, лежит гипотеза о том, что валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть отношение обменных валютных курсов). В качестве базового продукта взять Бигмак, выпускаемый компанией McDonald’s, так как его рецепт одинаков на всех меридианах и параллелях, что нивелирует разного рода случайные флуктуации. При этом бургер готовится из самых распространённых ингредиентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), что делает его почти идеальной точкой отсчёта. В итоге, пересчёт через Бигмак позволяет понять «истинный» курс той или иной национальной валюты. В частности, по индексу Бигмака российский рубль хронически недооценён.
Индекс шаурмы
Его высчитывает российская команда. Методика расчёта очень простая: из доходов в регионе вычитаются расходы, оставшаяся сумма делится на 30 дней и на цену шаурмы в данном регионе. Индекс показывает, сколько шаурмы в день может позволить себе житель того или иного региона на свободные деньги.
Последние несколько лет популярностью в России пользуется Индекс окрошки, по которому можно судить об инфляции. В первую неделю июня окрошка подорожала на 11% к уровню прошлого года, выяснили аналитики «Чек Индекса».
Для окрошки взят среднестатистический рецепт для приготовления 4-х больших порций:
— картофель 1 кг
— квас 1 л 53 руб.
— вареная колбаса 300 г.
— лук зеленый (пучок)
— огурцы 1 кг
— редис 1 кг
— сметана 250 г.
— укроп (пучок)
— яйца (десяток)
Средний чек покупки такого набора товаров за первые 7 дней июня 2021 г. составил 746 рублей, это выше на 11% прошлогоднего показателя.
Согласитесь, такие данные гораздо веселее и интереснее читать, чем фондовые индексы. Правда, практической пользы от «продуктовых» индексов немного, их нельзя использоваться для принятия экономических решений.
Константин Барановский