Предлагаю вашему вниманию рассказ "Психология боевых действий".
Начало "нулевых" годов. Время "зеленки". Где-то в зоне не объявленной войны.
Белый вышел из "штабной" палатки и направился к себе. Теперь его временным домом был этот ПВД /пункт временной дислокации/. Он жил в армейской палатке, которую все называли "Отель скаутов".
Надетый на нем потертый летний маскировочный халат никак не выдавал его воинское звание, принадлежность к ведомству или роду войск.
Белый решил зайти в палатку, где размещались его подчиненные для того, чтобы дать ряд указаний.
Подходя к палатке он услышал...
Нет! Он ничего не услышал! И это его сильно насторожило.
Спать в это время они не могли. И при этом из палатки не доносился ни чей-то громкий разговор, наполненный "крепкими" словами, ни дикий смех. Никто не бренчал на гитаре и не слушал музыку. К слову, последней он сам только и спасался.
"Неужели ушли! Я же запретил отлучаться из ПВД. До рынка поди пошли? Установил же у нас Зевс полусухой закон! Запретил же без моего разрешения даже близко походить к любого вида бутылке" - подумал Белый с тревогой.
Он зашел в палатку и облегченно вздохнул увидев, что весь личный состав на месте.
Но что-то было не так...
Все его бойцы находились отдаленно друг от друга. Кто-то сидел, а кто-то лежал, но все они отрешенно смотрели в пустоту. Люми игрался с ножом разведчика, а Большой усиленно занимался маникюром и педикюром, но при этом никто из них ничего не говорил. Лица были хмурыми и напряженными. Особенно лицо Храпа.
За последние несколько месяцев они не вылазили из боевых задач. Им часто приходилось кого-то вытаскивать из засады или с минного поля, лететь на своих БТР-80 на выручку тыловой колонне, попавшей под обстрел или разблокировать блокпост. Да и сами они попадали в засады и налетали на радиоуправляемые фугасы. При этом в их боевой группе не было даже легко раненых.
Когда люди регулярно выполняют боевые задачи, у них появляются свои приметы. И одна из них говорила, что если все идет слишком хорошо, то потом будет все очень плохо. Следовательно, если они выходят, даже из самых тяжелых ситуаций, без потерь, то потом последуют очень большие потери, либо и вовсе "лягут" все.
Белый все это понял. Оставался большой вопрос: "Что делать?"
С боевых задач их никто не снимет, а продолжать в таком темпе с таким боевым настроем просто невозможно.
Он решил пойти к "Доку". Это их военврач и при этом очень хороший, опытный человек. По командировкам Док "катается" с начало 90-х, поэтому многое повидал.
Белый пришел на медицинский пункт и все рассказал Доку.
"Понятно, а что ты хотел? Они спят украдкой. И днем, и ночью поднимаете по тревоги. Днем на операциях, а ночью в засадах. После тяжелых боевых выходов толком отдохнуть не даете. Питание отвратительное. Ни хороших овощей, ни фруктов. Мясо вон, либо старше меня по возрасту из стратегических запасов СССР, либо в бронежилете. И постоянно давите на них" - ответил ему на это Док.
"Я все понимаю! Что мне делать то?" - спросил Белый.
"Что делать? Что делать! Ежу понятно! Им нужно сделать "три золотых дня для Духа". Приготовь им русскую баню. Тыловики вон бойцов заставили сделать, а ходят туда только избранные. Твоим орлам туда путь заказан! Только в душевой пыль сбивать и получается. С таким-то количеством выделяемой воды разве нормально отмыться? Помой их как следует. Напарь. Накрой им стол. Вон на базаре есть и овощи, и фрукты. Закажи дикого кабана. Местные его не едят, но по заказу быстренько подстрелят и доставят. Рыбку пожарь. Шашлычки, картошечка, зелень. Блин у самого слюни потекли! С меня микстура и добро от Зевса. Я их всех потрясу. И штабных, и тыловых. Пускай не жмутся и выделят все, что не жалко. Больше мне тебя не чего предложить. Надо было сразу, где большой плакат висит, правильный поворот выбирать!" - высказался Док.
"Возможно ты прав!" - согласился Белый.
"Конечно я прав! День потратишь на баню. Пока всех отмоешь. Веником изобьешь. Новые маскхалаты выбьем, переоденем. Пора уж менять. Тем более их привезли. Вон, тыловики уже все переоделись. Потом день на приготовление пищи и ее уничтожение. Принятие микстуры от меня. Сам подготовлю. После этого крепкий сон. Ванные процедуры. Приведут в порядок свой внешний вид. Проверка вооружения и подготовка снаряжения. "Любимый" всеми смотр! И снова в бой! С новыми силами!" - добавил Док.
"Ну ты голова! Только нужно все оружие убрать. Организовать оружейную комнату из офицерской палатки и не давать им ходить по ПВД или навострить лыжи за добавкой" - ответил Белый.
"Добавка им не понадобиться. Микстура будет приниматься под моим чутким контролем и в ударных дозах. Тем более они тебя уважают и бояться. Особенно после того как-ты организовал занятия по рукопашному бою и демонстрировал упражнения на всех, в том числе и на Большом, а он у вас еще тот детина. Они же перестали до рынка без твоего разрешения ходить? Значит все поняли! И урок был полезен! Да и на боевых они тебя видели" - пояснил Док.
Решение было принято и согласовано с Зевсом.
Личный состав был отмыт в бане. Хорошо попарился.
После бани всех переодели в новенькие и чистенькие маскировочные халаты.
Потом прошел длительный процесс приготовления пищи. Все это делал Белый лично, хотя конечно не без помощи бойцов. Было пожарено несколько видов шашлыков, из баранины и рыбы, наварена шурпа, нарезаны огурцы и помидоры, разложена зелень. Центральным блюдом стал запеченный на углях дикий кабан.
На фрукты средств не хватило, но этого никто из бойцов не заметил.
Когда готовили столы и посадочные места, Белый радостно отметил, что бойцы его боевой группы оживились. Стали отпускать шуточки, приправленные "перцем", смеялись над ними словно кони, то есть стали вести себя естественно, как и раньше.
Док, как и обещал, лично подавал микстуру. Он все время был "на разливе" и строго следил за дозировкой. Все люди разные и кому-то нужно больше (это был намек на Большого).
Были тосты. Были пожелания. Третью, как и положено, пили стоя и молча. В этот раз она была не такой как обычно. У многих на глазах появились слезы. Каждый вспоминал своих ребят. Каждый поднимал третью за кого-то конкретного...
Не выдержавший этого Храп выкрикнул: "Что ноете как сопляки!"
Затем он закрыл лицо ладонями и отошел в сторону.
Прошло какое-то время, и все успокоились. На лицах появились улыбки. Воздух наполнился оживленной беседой.
Затем были и песни под гитару и дикие пляски под магнитофон.
После этого был крепкий сон.
Подъем.
Приведения себя в порядок.
Смотр.
Боевая группа снова приступила к выполнению служебно-боевых задач в ходе никем не объявленной войны.
Пройдет время и эти три дня обрастут слухами и выдумками.
Белому, даже уже уволенному в запас, будут неоднократно рассказывать о том, что в одном из подразделений некий командир неделю развлекал несколько сот бойцов для того, чтобы те не уволились со службы недовольные оплатой и бытовыми условиями. Столы ломились от деликатесов. Якобы там была даже черная и красная икра. Мраморная говядина и раки. Все возможные фрукты. Они распивали элитные напитки. И организовывали это специально приглашенные из ресторанов Столицы люди.
Белый только улыбался на все это. Он знал, что все было не так, но зачем разубеждать. Так, эта история звучала намного красивее.
Главное, что и его бойцы, теперь уже Ветераны МВД России, часто вспоминают не грязь и крова. а именно тот день, ту баню и ту вкусную трапезу. Они добрым словом вспоминают своего командира... Белого!
Спасибо за внимание!
Рекомендую к прочтению рассказы о случаях произошедших с людьми за плечами у которых участие в боевых действиях:
Рассказ "Старая кофта"
Рассказ "Голос из-за речки"
Рассказ "Два одиночества"
Рассказы из цикла "Боевая группа Белого"
Боевая группа "Белого". Рассказ №1 "Стрельба на закате"
Рассказ №2 «Выход в свет»
Рассказ №3 "Откровенные разговоры"
Рассказ №4 "Крик сквозь огонь"
От автора: не мои слова, но напоминаю, что "все совпадения с реальными людьми случайны, а события вымышлены".
#горячая точка #ПТСР #ветераны боевых действий