Мы привыкли к формулировке "Москва - Третий Рим", и читателю покажется ошибкой заявленная тема статьи. Но все же о четырех Римах.
1. Появление концепции "Трех Римов"
Концепция "Трех Римов" родилась в Европе, точнее, в Италии. Первоначально эта идея включала города: Троя - Рим - Константинополь. Племянник царя Приама, правителя погибшей от рук греков Трои в 1190 г. до н. э. Эней покинул разоренный и сожженный город и с оставшимися в живых друзьями отправляется на корабле по морю в поисках нового места поселения. Они селятся в Лациуме и троянцы Эней, Мисенус, Анхис, Ахатес, Сергестус, и Акмон, Япикс, Палинурус, Асканий остаются в истории Европы как прародители римлян [1].
Галерея Academia-nadezhda "Гибель Трои":
В Лациуме потомки Энея - Ромул и Рем - основывают Рим в 753 году до н. э. Именно здесь, в Римской империи в I веке нашей эры среди ее рабов зародится христианство. Этот Рим будет считаться Вторым Римом.
В правление римского императора Константина Великого (306-337) произошли глубокие перемены в Римской империи. В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, по которому христианство, прежде жестоко преследуемое властью Рима, объявлялось "дозволенной религией". Христианство еще будут запрещать, но остановить процесс признания христианства государственной религией было уже невозможно. 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий. Он нарёк Византий Новым Римом - в теории это Третий Рим.
Этот город стоял на пересечении всех торговых путей из Азии в Европу и был обречен на богатство и процветание. В 324 году город начинает отстраиваться как столичный, со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры, части уникальных памятников архитектуры и ценности. О некоторых богатствах Константинополя, свезенных в него в фильме канала Academia-nadezhda: "Константинополь - музей античных древностей":
Academia-nadezhda. Авторский фильм о Константинополе.
О богатствах Константинополя и о его наследии в статье нашего канала:
НО триада "Троя - Рим - Константинополь" не выдерживает испытание временем из-за того, что Троя была языческим городом. В то время, когда европейский мир становится христианским , языческий город Троя не мог быть Первым Римом и о нем постепенно забывают.
В 395 году н. э. после смерти древнеримского императора Феодосия I Римская империя распалась на Западную и Восточную части, в каждой из которых у власти стоял свой император. Европа наследовала Западную Римскую империю с историей, идущей от Трои и Энея. Здесь рождался католический мир в центре с Римом, вторым по счету, но после утраты значения Трои становился ПЕРВЫМ РИМОМ!
На территории Восточной Римской империи рождалась греческая или православная цивилизация с центром в Константинополе, названная Византией. Этот центр в новой исторической иерархии становился ВТОРЫМ РИМОМ!
2. Поиски "Третьего Рима"
После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году (см. статью выше) город как центр православного мира не сможет подняться. В 1453 году турками был взят Константинополь и утрачивает значение лидера христианского мира или как Второй Рим.
В XII -XIII веках христиане продолжили искать почву для идеи "Третьего Рима". В Европе возникает несколько центров, которые претендовали на роль третьей христианской столицы.
На территории Германии, которая входила в I Рейх под названием "Священная Римская Империя германской нации" - о ней подробнее в статье на канале:
таким центром христианского мира называют город Трир, в котором иногда проживали императоры Священной Римской империи германской нации. Но в 1273 году империя распалась на ряд мелких государств.
В XIII веке на роль "Третьего мира" претендовала столица Второго Болгарского царства город Тырново, потому что здесь была объединена государственная и церковная власть в лице патриарха. Но в 1396 году Болгарию завоевали турки.
Киев строился как Константинополь с храмом св. Софии, Золотыми воротами, но был разгромлен в 1240 году монголо-татарами.
Но идея "Третьего Рима" не умерла. Она возродилась в Московской Руси.
3. "Москва - Третий Рим". Почему? Как к этому шли на Руси
В 1325 году кафедра митрополита была перенесена из Владимира в Москву. С этого все началось, Москва становится государственным и церковным центром Руси, начинается ее возвышение.
В 1439 году Византийская империя, погибая под натиском турок, обратилась за помощью к католической Европе, надеясь на помощь в борьбе с надвигающемся мусульманским миром. Ватикан предложил Константинополю подписать на Флорентийском соборе Акт об унии Восточной и Западной церквей с признанием православной церковью католических догматов и главенства Римского Папы.
Константинополь согласился.
В 1441 году русский князь Василий II возмутился таким предательством со стороны Константинополя. Собор русских иерархов, созванный после такого предательства, низложил русского митрополита Исидора, также подписавшего эту унию с католической церковью. Собор выбрал нового митрополита - священника Иону, который стал стал первым автокефальным (независимым) митрополитом Руси.
В 1480 году произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига и для Московского государства наступает время осмысления своего места и предназначения. Именно в это время идея о "Третьем Риме" приходит на Русь и укореняется на русской почве.
В 1492 году митрополит Зосима напишет в своем труде «Изложение Пасхалии», что Бог поставил Ивана III, как и «новаго царя Константина новому граду Констянтину, — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».
В 1498 году Иван III впервые без согласования с Константинополем венчает на царство своего внука Дмитрия. Но титул "Царь" пока не стал официальным, его официальное утверждение состоится позже, в 1547 году когда Иван IV Грозном будет венчан на царство.
В начале XV века старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей формулирует концепцию «Москва — Третий Рим» в виде тезисов, которые он излагает в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу и становится в России господствующей православной идеей.
Теперь в православной традиции Россия стала часто называться Святая Русь [2], а ее столица Москва - ТРЕТЬИМ РИМОМ!
Галерея Academia-nadezhda "Формирование символов царской власти государства Российского как центра православного мира":
Перед Иваном III и следующими за ним правителями России встала задача отстроить Москву как столицу православного мира, как Третий Рим и оформить атрибуты царской власти.
4. Трансформация идеи в ХХ веке. "Москва - Третий Интернационал"
Великий русский философ Николай Бердяев, находясь в изгнании в Европе и наблюдая за развитием советской России, писал: «Произошло изумительное в судьбе русского народа. Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал"[3].
Эти идеи потребовали перестройки Москвы как центра мировой революции и мирового пролетариата. Генеральный план Москвы 1935 года предполагал, что в центре должен стоять Дворец Советов. Структура города должна была быть подчинена Дворцу Советов, символизирующему "воскресение" мессии мировой пролетарской революции. План решен на основе замкнутой радиально-концентрической схемы. Архитекторы проектировали столицу как монументальный статичный ансамбль. Двенадцать широких проспектов были устремлены к Главному монументу города.
Эта масштабная идея не была реализована, а с распадом СССР, утратила идеологическую и юридическую основу в виде отмены в 1991 году в Беловежье "Договора об образовании СССР" как "...мирового государства международного пролетариата" (Конституция СССР 1924 года).
Галерея Academia-nadezhda "Формирование нового архитектурного образа Москвы - как центра мировой революции и мирового пролетариата":
5. Современная ситуация с идеей Москва - Третий Рим.
5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также Петру Порошенко, тогда президенту Украины, о чем сказано в конце документа.
Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия, обязательного в таких случаях, на действия Константинопольского Патриарха на своей территории и сохраняющая тесную связь с Московским Патриархатом.
В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом, которая гонима на территории Украины и терпит постоянные тяжкие нападки на ее Храмы и прихожан.
Вывод:
Русская Православная церковь становится объектом посягательства раскольников, поддерживаемых различными властными структурами в нашем самом ближнем зарубежье.
На современном историческом этапе развития нашего общества усиливается роль религий, церковь приобретает особое значение в жизни общества, возрастает актуальность теории "Москва - Третий Рим" и сплоченности Русской Православной церкви.
Литература:
- Москва. 850 лет. [Текст. Альбом] /Издание в 2-х томах под редакцией В.А. Виноградова. М.: Издательство АО "Московские учебники", 1997.
- Соловьев, В.С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться... // Наше наследие. – 1988. – № 2. – С. 79.
- Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: «Наука», 1990. – 223 с.
Понравилась статья - ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com