Впервые «ТАСС уполномочен заявить» я посмотрел от начала и до конца будучи уже взрослым человеком. Я, конечно, знал о его существовании. В моем представлении это был просто еще один фильм про советских разведчиков, коих в СССР было снято немало. Но, надо признать, телесериал оказался невероятно интересным, и стал одной из самых любимых моих картин. Вот несколько причин, почему я считаю «ТАСС...» отличным фильмом.
1. Вахтанг Кикабидзе в образе офицера ЦРУ. Грузинский актер в фильме предстал чудовищем, при этом по-настоящему обаятельным. С другой стороны, мерзавцы высшей категории обязаны быть приятнейшими людьми. Кикабидзе сыграл ЦРУ-шника, неонациста, убийцу и наркоторговца настолько здорово, что получил за эту роль премию КГБ СССР - вот это я понимаю, настоящее признание.
2. Мужчины ведут себя как мужчины. Приятно смотреть как ведет себя Вячеслав Тихонов в образе генерала КГБ Константинова с коллегами и обычными гражданами. С подчиненными строг и требователен. В общении с простыми людьми добр, открыт, если надо снисходителен. Так и должен вести себя человек, обладающий положением и властью, я считаю. Юрий Соломин в роли полковника Славина тоже прекрасен. В одних ситуациях любезен и приятен, а если надо - и по морде даст.
3. Эльвира Зубкова в роли подруги Кикабидзе - очень хорошая. Крайне обворожительная женщина. Это как если бы золотая медалистка в моей школе одновременно была бы самой главной оторвой. Такие у меня ассоциации. Ирина Алферова тоже очаровательна, но роль у нее практически полностью положительная.
4. Добротный, крепкий сценарий Юлиана Семенова. На протяжении всех 10-ти серий сюжет развивается поступательно. Мотивация и поступки героев ясны и понятны, причинно-следственные связи выстраиваются без домыслов. Никто не ведет себя как конченый придурок. Это в современных сериалах герои постоянно должны совершать идиотские поступки, чтобы не терялся зрительский интерес.
5. Методы работы контрразведки. Показанные в фильме приемы работы сотрудников КГБ выглядят устаревшими. Наружная слежка. «Сидение» на хвосте авто. Подсматривание из окна дома напротив с помощью видеокамеры. Многодневная работа в архивах, поскольку компьютерных баз данных еще нет. Немного наивно, но именно так люди и работали. Основной же способ добычи информации - доверительная беседа - остается важнейшим и эффективным до сих пор.
6. «Виноват всегда тот, кого облили дерьмом. В конце концов, ему отмываться». Эта фраза журналиста Пола Дика (Алексей Петренко) - настоящий закон жизни. Именно так всегда и происходит. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь. Моя любимая фраза из фильма. Облили дерьмом? Отмывайся. Не смог? Твои проблемы.
7. Прелести заграницы. Мне трудно сказать, как советский зритель в 80-х годах воспринимал вымышленную страну Нагонию, в которой разворачивается действие фильма. Возможно, африканская «глубинка» показана создателями фильма довольно наивно и шаблонно, но лично я был очарован. Все эти старые «Фольксвагены» и «Вольво», импортный алкоголь в красивых бутылках, молодежь с «косяками», продажные и туповатые полицейские, пальмы, кокосы, негритянские дети на самокатах из досок и подшипников... Ну есть же в этом свой шарм и обаяние!
8. Экзотические и крайне колоритные актеры во второстепенных и эпизодических ролях: Эрменгельт Коновалов (шеф полиции Стау), Калифа Конде (генерал Марио Огано), Алексей Розанов (хозяин кофейни Карлуччи), Лембит Ульфсак (режиссер из Берлина Ульрих), Болот Бейшеналиев (Лао, советник Огано), Юрий Наумцев (Фрэнк, громила-полицейский из Луисбурга). Эпизоды с их участием смотрятся очень выигрышно, я считаю. Генерал Огано вообще мой любимчик.