Найти тему
Индустриальный турист

Исторический район Санкт-Петербурга: Село Михаила Архангела

Оглавление

Левобережная сторона Невского района очень интересна и самобытна: старинные промышленные постройки дореволюционных времён, необычные памятники, малоизвестные достопримечательности и, конечно же, прекрасные пейзажи с единственной в Петербурге дикой набережной реки Невы. Однако, несмотря на всё это, данная местность всё равно обделена вниманием как туристов, так и местных жителей: многим кажется, что в небольшом районе промзон нечего искать - ну и действительно, какие тут могут быть достопримечательности?

Однако люди, мыслящие так, допускают огромную ошибку. В своих прошлых статьях, посвящённых историческим районам в этой местности, я наглядно вам это продемонстрировал. Сегодня я планирую снова пойти тем же путём и рассказать вам про ещё один интересный район с довольно непривычным названием - Село Михаила Архангела.

Присаживайтесь поудобнее, сейчас я проведу вам экскурс по этому району, расскажу о его истории и о происхождении его названия. Но начать, по классике, стоит с определения границ района!

Границы района

По своим размерам Село Михаила Архангела совсем невелико: если посмотреть на карту Петербурга, то это село можно обозначить как прямоугольник, ограниченный Белевским проспектом на западе, рекой Невой на востоке, улицей Крупской на севере и Фарфоровской улицей на юге.

Непосредственно на территории района нет станций метро, а главным местом притяжения служит лишь парк Бабушкина. Впрочем, и этот небольшой промышленный район обладает очень богатой и интересной историей - и дальше я вам это докажу. Но начать предлагаю с происхождения названия самого района.

История названия

Довольно непривычное для современного жителя Петербурга название исторического района имеет простое объяснение: бывшее село (ныне полностью вошедшее в состав города) именовалось по расположенной в нём церкви Михаила Архангела, построенной в 1862 году по проекту зодчего Лорберга. К сожалению, до наших дней храм не сохранился: его снесли в 1932 году, а на его месте построили новые корпуса Пролетарского завода (до революции он именовался Александровским, и, фактически, он играл роль градообразующего предприятия для данной местности).

Бывшая церковь Михаила Архангела
Бывшая церковь Михаила Архангела

Собственно, на этом я бы мог и закончить свой рассказ об истории названия села Михаила Архангела, если бы не одно но: в России существовало множество населённых пунктов, построенных при церкви Михаила Архангела (в честь этого библейского персонажа часто называли храмы по всей России), однако ни одна из них не именовалась подобным образом - практически все поселения называли "Архангельскими", что довольно логично следует из норм русского языка. Так что да, название этого исторического района Петербурга всё же уникально для российской топонимики!

А так в наши дни выглядит место, в честь которого был назван целый район вокруг - увы, храм снесли, а на его месте ничего не построили (если не считать глухого кирпичного забора, ограждающего Пролетарский завод от внешнего мира)
А так в наши дни выглядит место, в честь которого был назван целый район вокруг - увы, храм снесли, а на его месте ничего не построили (если не считать глухого кирпичного забора, ограждающего Пролетарский завод от внешнего мира)

История села Михаила Архангела

Село Михаила Архангела, как и почти все остальные населённые пункты вдоль бывшего Шлиссельбургского тракта (ныне проспекта Обуховской Обороны), было основано при промышленной фабрике (в данном случае это был Александровский чугунолитейный завод), и предназначалось оно для рабочих этого завода (куда проще построить несколько домов рядом с заводом и поселить туда рабочих, нежели транспортировать их от места жительства до завода - тем более что не у всех рабочих вообще было постоянное место жительства).

Александровский завод был перенесён на Шлиссельбургский тракт в 1826 году с Петергофской дороги: переезд предприятия был связан с одним из самых разрушительных наводнений в истории Санкт-Петербурга, случившимся за два года до этого - в ходе наводнения 1824 года чугунолитейный завод очень сильно пострадал, и было принято решение не восстанавливать фабрику на прежнем месте, дабы впредь не подвергать её угрозе следующих наводнений. Новое место было выбрано в стремительно развивающемся районе промзон, расположенном на довольно безопасном, возвышенном берегу Невы, близ Фарфорового завода.

Одно из зданий на улице Дудко, относящееся к комплексу построек Александровского завода
Одно из зданий на улице Дудко, относящееся к комплексу построек Александровского завода

С этого момента и начинается отсчёт истории села Михаила Архангела. Правда до 1860-х годов такого названия не существовало, и село было безымянным. В те времена работники завода пользовались храмом при Фарфоровом заводе, однако с годами завод значительно разрастался, и рабочих в нём становилось всё больше. Вполне логично, что в итоге было принято решение о строительстве церкви Михаила Архангела. С тех пор село стало считаться самостоятельной единицей: со своим производством, со своим религиозным центром, со своим бытом и своими нравами.

На территории завода до наших дней сохранилась одна из главных достопримечательностей села Михаила Архангела - старинная водонапорная башня, выстроенная в стилистике крепостного редута средневековья
На территории завода до наших дней сохранилась одна из главных достопримечательностей села Михаила Архангела - старинная водонапорная башня, выстроенная в стилистике крепостного редута средневековья

Думаю, что стоит заострить отдельное внимание на Александровском заводе. Помимо того, что это предприятие, фактически, является сердцем села Михаила Архангела, оно ещё и представляет интерес и на общероссийском уровне. Дело в том, что этот завод стал первым в России предприятием, занимавшимся производством подвижного состава (вагонов, поездов и т.д.) для железных дорог России. Другими словами, именно с этого завода выехал первый русский паровоз. Именно поэтому весь район села Михаила Архангела буквально пропитан духом железных дорог: есть здесь и современный вагоностроительный завод, есть проспект, носящий название "Железнодорожный", есть и техникум железнодорожного транспорта, рядом с корпусом которого красуется очень интересный памятник - старинный паровоз сталинских времён, ещё больше дополняющий железнодорожное настроение села Михаила Архангела.

-6

Впрочем, не только этим знаменит Александровский завод - у него были и другие производственные функции, с которых, собственно, и начиналось развитие фабрики (всё-таки первая железная дорога в России была открыта в 1837 году, тогда как Александровский завод начал активное производство задолго до этого). Но говорить об утилитарной продукции чугунолитейного завода было бы слишком скучно - разумеется, я хочу заострить внимание на особенных заказах, которыми занимался Александровский завод.

С другой стороны от паровоза сталинских времён находится более современный локомотив, по своему дополняющий этот железнодорожный ансамбль села
С другой стороны от паровоза сталинских времён находится более современный локомотив, по своему дополняющий этот железнодорожный ансамбль села

Например, в 1827 году здесь был изготовлен один из первых пароходов России - "Наследник Александр". С тех пор Александровский завод стал главным производителем пароходов в нашей стране. Более того, в 1834 году на фабрике была создана первая русская подводная лодка. В общем, в те годы главным профилем Александровского завода было кораблестроение.

Ещё более любопытна продукция Александровского завода в сфере архитектуры - на нём производились металлические строительные конструкции, а также различные элементы декора. Таким образом, Александровский завод поучаствовал в возведении таких знаковых памятников архитектуры Петербурга как Московских и Нарвских триумфальных ворот, арки Главного Штаба и многих других достопримечательностей Северной столицы, построенных в 19 веке.

Московские триумфальные ворота, детали которых в своё время собирались на Александровском заводе
Московские триумфальные ворота, детали которых в своё время собирались на Александровском заводе

Кроме того, Александровский завод прославился ещё и тем, что долгие годы именно в его цехах создавались знаменитые петербургские чугунные львы: этими скульптурами украшались мосты, набережные, ограды садов и дворцов и многие другие малые архитектурные формы Северной столицы! Ну а в качестве примера местной продукции, у одного из производственных помещений завода выставлены две чугунные скульптуры львов. Честно говоря, в этом районе они смотрятся немного чуждо, однако в них отражена важная страница истории села Михаила Архангела, так что ценность этих скульптур в любом случае высока!

-9

Кстати, культурное влияние Александровского завода на Петербург заключалось не только в создании значимых малых архитектурных форм, но и в развитии территории вокруг завода (то есть, исторического района - героя данной статьи). Самым ярким и необычным примером этого может служить англиканская церковь, построенная в конце 19 века в селе Михаила Архангела для нужд иностранных работников Александровского завода (на нём работало много европейских специалистов, преимущественно британцев).

-10

К сожалению, этот храм тоже не дошёл до наших дней в своём первоначальном виде - правда, в отличии от церкви Михаила Архангела, от англиканской церкви сохранился хотя бы остов, так что в глубине души теплится надежда на то, что его когда-нибудь восстановят (правда нужна ли эта церковь в нынешнем районе промзон - сказать сложно, но интересной достопримечательностью она вполне могла бы стать).

-11

Ещё одним местом притяжения людей в Селе Михаила Архангела был сад "Вена", прозванный так по располагавшемуся неподалёку одноименному заводу. Собственно, как до революции, так и сейчас люди приходят в этот сад и проводят здесь свой досуг (правда название у этого парка изменилось, но об этом я расскажу немного позднее).

-12

Советская история района

В советское время район претерпел некоторые изменения. В первую очередь они коснулись промышленного аспекта жизни села Михаила Архангела: все фабрики были национализированы, а рабочих постарались расселить в более комфортные дома (что, к слову, так и не успели до конца сделать до войны - массовое жилищное строительство пришло в село лишь после 1945 года).

Парк "Вена", в своё время игравший роль главного увеселительного места в районе Шлиссельбургского тракта, облагородили и переименовали в парк имени Бабушкина (Иван Бабушкин был революционером, некогда работавшим на промзонах в районе села Михаила Архангела, но позднее он переехал в Читу, где принимал активное участие в революционной деятельности в 1905 году - за это он и был казнён).

-13

Массовое жилое строительство пришло в село Михаила Архангела в начале 1950-х годов: эта местность стала одним из районов, застраиваемых малоэтажными жилыми коттеджами, которые в народе принято называть "немецкими". Что забавно, изначально их прозвали таким образом за их внешнее сходство с немецкой архитектурой 20 века, однако потом прозвище "немецкие" породило целую городскую легенду: мол эти дома и строили, и даже проектировали (что особенно абсурдно) пленные немцы.

На деле же конкретно этот квартал в селе Михаила Архангела проектировал архитектор Евгений Левинсон - автор жилого дома Ленсовета на реке Карповке, подземного зала станции метро "Автово" и многих других выдающихся построек Ленинграда. Так что никакого немецкого следа в них не было (кроме вдохновения советских зодчих опытом немецких специалистов).

-15

Но малоэтажная застройка не смогла удовлетворить запросы стремительно растущего Ленинграда, а потому в 1960-е годы в селе Михаила Архангела на смену двухэтажным коттеджам начали появляться привычные нам "панельки".

Не обошлось и без уникального опыта: например, на улице Седова был построен так называемый "дом-стакан". Это здание прозвали так за его форму: круглый корпус с торчащими из него рёбрами лоджий. Таких зданий в Петербурге было построено всего 8 штук (я подробно рассказывал об этом в своей отдельной статье об уникальных панельных домах Северной столицы), и вот для одной из таких построек было выбрано село Михаила Архангела!

-16

Ну а во всём остальном село Михаила Архангела развивалось тем же путём, что и другие спальные районы Петербурга (хотя, пожалуй, данный район представляет собой что-то смешанное между спальным и промышленным районом).

Более того, и в наши дни исторический район села Михаила Архангела не претерпел каких-либо серьёзных изменений: в нём продолжается размеренная жизнь, а какие-то новые достопримечательности здесь пока что больше не появляются. Но будем ждать развития и этого района (лишь бы оно происходило адекватно).

Дикая набережная Невы в районе села Михаила Архангела: неотреставрированная, но оттого и атмосферная!
Дикая набережная Невы в районе села Михаила Архангела: неотреставрированная, но оттого и атмосферная!

Ну а на этом я предлагаю заканчивать эту статью. Я постарался рассказать вам о всём самом интересном, что связано с селом Михаила Архангела. Впрочем, если вам есть что дополнить к моему рассказу - буду ждать вас в комментариях. Я всегда рад видеть там конструктивную критику или ваши интересные факты о предмете моего рассказа!

Ну а если вам понравилась эта статья, могу рекомендовать вам ознакомиться с другими моими статьями, посвящёнными районам вдоль проспекта Обуховской Обороны (их получилось довольно много, и, конечно же, я ещё не про все из них вам рассказал, так что эти статьи станут отдельным циклом рассказов об истории левобережной части Невского района).