Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт, вышла замуж за космонавта номер три Андриана Николаева спустя пять месяцев после своего знаменитого полета. До сих пор многие гадают, что стояло за этим «космическим» браком — настоящее глубокое чувство или изощренный научный эксперимент...
Она — огонь, он — вода
Простая ярославская ткачиха-парашютистка Валя Терешкова стала «королевой Вселенной» и легендарной «Чайкой» (ее позывной в космосе, придуманный Гагариным) в 26 лет. Полет длился почти трое суток, она 48 раз облетела вокруг земли. Больше в космос не летала. Спустя много лет выяснилось, что корабль был отправлен в полет с серьезными конструктивными недостатками. В результате отказа автоматики, отвечающей за возвращение на землю, Терешкова могла навсегда остаться в ледяном космосе. Космонавтке, измученной длительной неподвижностью и перегрузками — Валентину почти все время тошнило и рвало, — пришлось в ручном режиме вести корабль к земле. «Чаечка, — просил потом Сергей Королёв, — не надо никому об этом рассказывать». И Терешкова тридцать лет хранила тайну.
35‑летний Андриан Николаев к моменту встречи с Валентиной Терешковой уже был прославленным космонавтом — он был третьим человеком в СССР, покорившим космос. И на то время пробывшим там дольше всего — четверо суток. Он первый, кому разрешили отвязаться от кресла и выйти в «свободное плавание». И кроме того, Андриан был единственным холостяком в отряде космонавтов.
Николаев и Терешкова поженились 3 ноября 1963 года. Валентина только что совершила свой звездный полет и, буквально спустившись с небес на землю, тут же пошла под венец. Этот брак стал для многих большой неожиданностью. Тут же пошли разговоры, что «космическая любовь» придумана специально, чтобы показать всему миру очередную «кузькину мать». Ведь это была первая в истории свадьба космонавтов! По другой версии, на них надавили ученые, которые хотели вести наблюдение над первой в мире «космической» семьей.
Но люди из близкого окружения Терешковой и Николаева были убеждены, что женятся они по любви, а не по заказу Политбюро или ученых. Да и трудно себе представить, как можно было заставить Валентину Терешкову, находящуюся на пике мировой славы, выйти замуж за нелюбимого человека... Говорят, их свел Юрий Гагарин, который опекал свою подругу Валю с первого дня знакомства. Но о том, как зарождалось чувство, как развивался роман, практически ничего не известно. Только Николай Каманин, генерал ВВС, курировавший космонавтов, писал в своих дневниках: «Для политики и науки их брак, возможно, и будет полезным, но я совсем не уверен, что Валя действительно любит Андрияна. Уж слишком они разные: она — огонь, а он — вода. Оба — сильные, волевые люди, ни один из них добровольно не подчинится другому. Огонь будет разогревать воду до кипения, хотя Николаев не способен кипеть, а вода будет заливать огонь — пара и шипения будет много. От этого брака больше выиграет Николаев, а Терешкова может только потерять. Я буду рад, если ошибусь в своих прогнозах и Валя сумеет подчинить себе Николаева и тянуть его за собой».
«Мы нашли друг друга»
Свадьба Терешковой и Николаева прогремела на весь мир. На бракосочетании присутствовал лично Никита Хрущёв, который очень радовался этому союзу и, как говорили, всячески торопил влюбленных космонавтов пожениться. Молодоженам Хрущёв подарил 100‑метровую квартиру на Кутузовской набережной.
Вскоре у космической пары родилась дочка Леночка. Ребенок был долгожданным не только для родителей. За беременностью Терешковой следила вся страна. Известие, что «Чайка» родила, сопровождалось невероятными слухами. Говорили, будто девочка появилась на свет слепой, глухой, с шестью пальцами на руках и тремя ногами или руками. И все, мол, потому, что ее отец и мать испытали на себе космические перегрузки. Но ребенок, вопреки слухам, родился совершенно здоровым.
«Все это происходило в дневные часы, возле операционной нервно ходил по коридору Андриан Николаев, он ни с кем не разговаривал и ни о чем не спрашивал, — вспоминал потом
доктор Каструбин. — Примерно через час мимо него пронесли в отделение новорожденных черноволосую девочку. После окончания наркоза анестезиолог неуверенно, но по традиции похлопал по щекам знаменитую пациентку и попросил открыть глаза. Так закончилась непростая история обретения счастья материнства Валентиной Терешковой».
Фотографии счастливой семьи космонавтов регулярно появлялись в советских газетах. И, судя по всему, это были не постановочные снимки. В первой своей книге «Встретимся на орбите», вышедшей в 1966 году, Андриан Николаев с большой нежностью пишет о супруге: «Мы счастливы. Мы нашли друг друга, как самое заветное в жизни. Сроднили нас общие взгляды на жизнь, общая работа, общие цели и, как сказала Валя, одна река. Оба мы с Волги...».
«Чайка» улетела от мужа
Но в 1982 году прогноз генерала Каманина сбылся — супруги официально развелись. К тому времени они уже несколько лет не жили вместе, брак был лишь тягостной формальностью, по крайней мере для Терешковой. У нее уже появился другой мужчина — Юлий Шапошников, генерал-майор медицинской службы, директор Центрального института травматологии и ортопедии. Роман с ним Терешкова особо не скрывала. Но разрушить в глазах общественности свой «образцово‑показательный брак» знаменитые космонавты не могли, сказка о большой космической любви не могла закончиться так банально. Пришлось знаменитой «Чайке» просить разрешение на развод у... Леонида Брежнева, тогдашнего генсека.
О причинах расставания ничего толком не известно. За всю свою жизнь Валентина Терешкова обронила о бывшем муже всего лишь несколько скупых фраз. «В работе — золото, дома — деспот», — как-то призналась она. Андриан Николаев также был немногословен. Оба как будто заключили пакт о неразглашении своих отношений. Известно, что после развода Терешкова запретила дочери видеться с отцом, потребовала сменить фамилию Николаева на свою. «Оба — герои Советского Союза, оба — публичные занятые люди, каждый по характеру — лидер, — рассказывала позже их дочь Елена. — Уступать друг другу не умели».
Валентина Терешкова в итоге вышла замуж за Шапошникова и прожила с ним в благополучном браке вплоть до его смерти в 1999 году.
Андриан Николаев после развода с Терешковой пережил инфаркт. Больше он никогда не женился. По его словам, он искал женщину-друга, но так и не нашел. В графе «семейное положение» писал «одинокий». Он умер в 2004 году.
Автор текста: Ирина Фигурина