Свобода - естественная человеческая потребность, и стремление к максимальному совмещению с государственной формой организации общества человеческой свободы на протяжении веков была целью устремлений и исканий многих поколений людей.
Английский просветитель и философ Джон Локк впервые разработал концепцию разделения властей. Он предусмотрел три ветви власти - исполнительную, законодательную и федеративную. Федеративная ветвь власти представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами, то есть отвечает за вопросы внешней политики. Стоит отметить, что Локк не выделял отдельно судебную власть, а считал её составным элементом исполнительной власти.
Теория разделения и сбалансирования независимых ветвей власти выдвигалась с цель не допускать концентрации власти в руках отдельных должностных лиц и структур для предотвращения произвола. Предполагалось что отделённые друг от друга власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов. Следующий этап в развитии идеи о разделении властей стоит за Шарлем Луи Монтескьё. Концепция была описана в трактате «Из духа законов». В отличие от Джона Локка, который предлагал разделять власть на законодательную, исполнительную и федеративную, т. е. заведующую внешнеполитическими вопросами, Монтескьё оставляет полномочия соотношений с другими странами в ведении исполнительной власти, а отдельной властью выделяет судебную, ибо если придется судить людей из своей, условно, «касты» или своих начальников, то будет иметься широкая возможность для развития коррупции и других форм произвола; в свою очередь выделение внешнеполитической ветви больших преимуществ не даст, но затруднит работу административного аппарата.
Впервые данная концепция была воплощена в жизнь в ходе широкоизвестного англо-американского конфликта 1775—1783 и образования США. Сама война довольно неординарное событие, в ней получили развитие, собственно, освободительная антиколониальная война, гражданская война и политическая революция. В рамках данного материала нас интересует последний аспект. Вообще, по истине мировое влияние северо-американских событий состояло не столько в создании государства, гарантирующего неприкосновенность свободных рыночных отношений и создавшего благоприятные условия для них(все таки примеры Республики соединенных провинций и революционной Англии достаточно близки), сколько создании широкой системы осуществления демократии(а вот здесь Англия и Соединенные провинции уже достаточно далеки ввиду сохранения слишком широких аристократических элементов)и первого опыта разделения властей по образу и подобию концепции Монтескьё, закрепленного Конституцией США 1787 года.
Американская революция была лишь первой ласточкой той всемирной революции, которая до основания перевернула старый феодальный мир покоящийся принципе божественного происхождения власти монарха. Эта революция поставила мир с головы на ноги, а на место принципа божественного суверенитета власти помазанников поставила принцип суверенитета народа как источника власти.
В ходе революций в европейских странах, самой значимой из которых была Великая Французская революция, а также в Японии в результате революционного преобразования общества были приняты конституции в основу которых была положена американская конституция. В дальнейшем эти принципы вошли в конституционное право большинства государств мира. Демократическая теория Монтескьё и получила таким образом всемирное признание. Однако, не смотря на принцип народного суверенитета прямой власти над государством граждане не получили, лишь формально осуществляя свою очередь посредством регулярно проходящих выборов, и это сделало господствующую политическую систему объектом широкой критики, показывавшей что деспотизм никуда не исчез, но стал отныне вершиться именем народа. Однако одной критики для решения проблемы было недостаточно, необходима была разработка политической теории способной указать путь к разрешению.
Выполнение этой исторической задачи выпало на долю Сунь Ятсена. Проведя много времени на Западе Сунь Ятсен изучил политические системы западных стран и их недостатки и подверг их критике, в то же время выделив интересные находки сделанные западной политической мыслью - таких как система гражданских прав в Швейцарии - права избрания, права референдума и права законодательной инициативы.
Сунь Ятсен разработал теорию государства и права демократического государства нового типа, положив в её основу принципы современной республики высказанные президентом США Авраамом Линкольном - правительства народа, из народа и для народа. Сунь Ятсен переводит эти принципы как «народ владеет, народ управляет и народ пользуется» (Национализм, народовластие, народное благосостояние). Это стало рождением политической теории Трёх народных принципов как теории общественного договора современного республиканского государства.
С целью решения проблем бесконтрольности и неподотчётности в этой системе «стандартные» три власти дополняют ещё две - экзаменационная власть ведающая любыми назначениями и государственной экспертизой, и власть народного контроля осуществляющая гражданский надзор за деятельностью любых государственных служащих (система по этому образцу действует в расположенной на Тайване Китайской республике - одном из наиболее развитых демократических государств мира). Это разделение пяти властей дополняется четырьмя группами гражданских политических прав: правом избрания, правом референдума, правом прямой законодательной инициативы и правом отзыва должностных лиц.
Сунь Ятсен писал:
«Только прямая власть народа является подлинным народовластием. Прямое народовластие складывается из четырёх прав: избирательного права, права смещения должностных лиц, права законодательной инициативы и права референдума… Народ должен пользоваться правом избирать своих должностных лиц и правом смещать их в случае несоответствия должности. Что мы называем правом законодательной инициативы? Это право народа создавать, когда нужно новые законы или добиваться отмены того или иного принятого законодательным юанем (парламентом - прим. ред.) закона, если он кажется народу вредным. Что такое право референдума? Если хороший закон отвергнут большинством голосов членов законодательного юаня, народ имеет право путём референдума одобрить этот закон и тем самым обеспечить его принятие. Это право отличается от права законодательной инициативы. Его мы называем правом референдума, ибо в приведённом выше примере закон разработан в законодательном юане и народ лишь одобряет его путём референдума, чем обеспечивает его принятие»*
Теория новой демократии Сунь Ятсена не вошла в тренды политической моды, в том числе и по той причине что её уникальной особенностью является предоставления народу политических прав действующих постоянно, а не только в день выборов, однако это только делает актуальной её пропаганду со стороны всех политических сил выступающих за достижения действительной демократии.
*Сунь Ятсен «Конституция Пяти властей»