Найти тему
Культурный Петербург

НАША ПАМЯТЬ КАК ИСТОЧНИК ЛЖИ

Лофтус Э., Кетчем К. Миф об утраченных воспоминаниях: Как вспомнить то, чего не было / Элизабет Лофтус, Кэтрин Кетчем; пер. с англ. И.В. Никитиной. – М.: Колибри, Азбука Аттикус, 2018. 470 с.
Лофтус Э., Кетчем К. Миф об утраченных воспоминаниях: Как вспомнить то, чего не было / Элизабет Лофтус, Кэтрин Кетчем; пер. с англ. И.В. Никитиной. – М.: Колибри, Азбука Аттикус, 2018. 470 с.

Эту книжку стоило прочитать, прежде всего, тем дамочкам разных возрастов и статусов, которые несколько лет назад возбудились настолько, что решили отомстить мужикам за собственное недореализованное природное назначение и потому дали старт всемирному движению #MeToо. Проще говоря, обвинять мужчин в том, что когда-то кто-то где-то отвесил им некий шлепок по одному из мягких мест. Или предлагал выпить чашечку кофе в номере отеля. Тотальный харассмент в их воображении породил такие удивительные истории, что их выдумщицам впору было садиться за сочинение текстов вроде «50 оттенков серого».

Однако, если говорить серьезно, то данную книгу стоит прочесть, прежде всего, родителям, чтобы – не дай бог – их собственные дети не обвинили их не то в харассменте, не то в педофилии. Нынче модно по всем случаям жизни обращаться к психотерапевту (психологу), а порою и вовсе – к психоаналитику. И вот здесь-то и кроется та самая ловушка нашего сознания, о которой и написала свою книгу профессор психологии Элизабет Лофтус с помощью журналистки. Случились это в 1994 году, когда интернета не было еще в активном пользовании. И люди доверяли непосредственному общению. Особенно, если это общение случалось с человеком у которого в дипломе значилось «психолог». К чему привела излишняя доверчивость людям этой профессии, и показано в книге со всей ужасающей наглядностью.

Речь идет о так называемых «вытесненных» воспоминаниях, суть это психологического феномена состоит в том, что любой человек, не желая вспоминать какие-то драматические события, произошедшие с ним, подсознательно как бы «изгоняет» их из собственного сознания, заменяя другими. Но в определенный момент жизни «вытесненные» сюжеты якобы вспоминаются. В принципе в этой ситуации нет ничего криминального, если бы….

Если бы такие сюжеты не были связаны с сексуальным насилием, пережитым в детстве (и зачастую их инициатором в воспоминаниях становятся близкие родственники «жертв»). Из этого следует правовое расследование подобных «воспоминаний», приводящее порою к судебным процессам, и как следствие – признанию виновными обвиняемых с последующем отбыванием в заключении. Вот такая вот схема произрастает на ниве «вытесненных», но фактически не доказуемых воспоминаний.

Иначе говоря, фейками здесь становятся те самые «воспоминания», которые провоцируются в сознании человека с разных сторон. И со стороны устных рассказов людей ближнего круга, и со стороны медийного воздействия, и со стороны самих представителей профессиональных психологов. Доктор Лофтус недаром пишет в своей книге, до предела насыщенной подлинными историями подобного формата: «Память – это автобус, на котором мы перемещаемся из реальности в мир фантазий и обратно столько раз, сколько необходимо, чтобы убежать от серости будней в красочные воспоминания. Наша память рассказывает нам истории, и мы слушаем их затаив дыхание. Мы хотим знать, что случилось в нашем прошлом, нам нужны ответы на вопросы, мы избегаем неуверенности и неясности. Память, наш самый верный и преданный слуга, потакает нашим желаниям».

Понятно, что, прочитав эту книгу, многие зададутся вопросом: а можно ли в принципе доверять собственной памяти? Любой психолог ответит уверенно: «Конечно, можно!». А я бы добавил, что воспоминания требуют проверки. Особенно, если «речь идет» в них о ключевых событиях в жизни воспоминающего и окружающего его людей. Я, например, никак не могу вспомнить: когда я дважды летом ездил на Украину в родную деревню моего папы? Считаю и так, и этак. Вспоминаю то, что помню, с учетом тех событий, которые случались в оные года – от чемпионата мира по футболу 1966 года до того, когда я пошел в первый класс. Спросить и уточнить уже не у кого. Вот и я продолжаю искать то самое «вытесненное» воспоминание. И не нахожу его…О чем безумно жалею.

Доктор Лофтус в этом смысле беспощадна к нашей памяти. «Если бы только у нас был способ отделить ложную реальность от правды. – тонко замечает она, - Но его нет, и в большинстве случаев, когда речь идет о «вытесненных» воспоминаниях, у нас его никогда не будет. Вера – корень проблемы. Если мы думаем, что что-то реально, это становится нашей правдой, и едва ли найдется кто-то, кто сможет сломить нашу веру». Вот такая вот научная истина, с которой очень трудно спорить, после того, как прочтешь сей «Миф об утраченных воспоминаниях».

А потому так и хочется написать книгу о «зеркальном» ответе: как сохранить воспоминания, и как не принять ловушки неправды со стороны нашей памяти за правду. За это стоит побороться, не правда ли?

Cергей Ильченко