Гениев никогда не воспринимали однозначно.
Кто-то восхищается их работами, кому-то она кажется кощунственной.
Одно остается неизменным - гении никого не оставляют равнодушным.
Что касается кино, то для меня самым важным критерием хорошего фильма является готовность его пересмотреть.
Режиссер Алексей Балабанов снимал картины, которые хочется пересматривать. Потому что они вне времени, ведь снимал он о людях.
С чего все начиналось
Большинство актеров и режиссеров рассказывают в интервью, что большую половину сознательной жизни мечтали о кино.
В случае с Алексеем Балабановым таких фактов в его биографии не было. Он рос обыкновенным дворовым пацаном - играл в карты в подвале и мастерил самодельные бомбы из набора «Юный химик».
Примечательно, что после школы, будущий Алексей мечтал стать студентом Уральского политеха. Не потому, что хотел иметь инженерную специальность, а просто потому, что это было круто. Все так и могло бы случиться, если бы не настойчивость отца. Номенклатурный работник Свердловской киностудии слишком хорошо знал все подводные течения советской действительности и мечтал о лучшей судьбе для единственного отпрыска.
Именно благодаря усилиям родителя непутевый представитель «золотой молодежи» бывшего СССР смог поступить на переводческий факультет местного пединститута.
Далее была служба в армии - он летал по дружественным странам третьего мира с советской военной помощью. Другими словами, переводил радиопереговоры между летчиками и диспетчерами из разных стран – Анголы, Сирии, Эфиопии.
Воевал в Афганистане, откуда и подчерпнул знание того, как на самом деле работала система по отправке наших ребят в «горячие точки» планеты, и какой ценой Советскому Союзу давалась эта помощь.
А после был переведен в ВМФ. С тех пор, тельняшка станет его непременной спутницей.
Любовь к документальному кино
Изначально Балабанов хотел снимать только хронику. Не прикрытую красными флагами и партийными лозунгами, откровенную. И провокационную, заставляющую людей думать.
Он заболел этим еще в институте, тогда не было такого свободомыслия, как после развала Страны Советов, в кино показывали только приглаженные картинки и невероятные успехи «мира развитого социализма». А действительность была совсем другой, и желание показать эту другую сторону реальности, прослеживается в каждом фильме Балабанова.
Но это после, а пока отец смог устроить его помощником режиссера на киностудию, и с экспедициями Балабанов объехал практически всю страну. Он просто влюбился в эту хронику, в эти черно-белые кадры, дающие другое ощущение мира и пространства.
Чуть позже, в интервью журналистке Марии Кувшиновой, режиссер признался, что попросту не умеет работать с цветом настолько, чтобы вызывать этим у людей какие-либо эмоции.
А еще Алексей Октябринович стажировался у преподавателей в Манчестере. По советским временам это было не просто круто. Это стало глотком свежего воздуха в затхлом, оплесневевшем мире оголтелого социализма! Он привез оттуда много книг и целую коллекцию винила.
Признание
Не любил Балабанов всевозможные фестивали и, уж тем более, не считал себя великим «художником». По мнению Алексея Октябриновича, нельзя назвать Творцом того, чье произведение создает команда из звукорежиссера, кинооператора, актеров, помощников и прочей киношной братии.
«Я мало общаюсь с людьми. Потому что я встречусь и скажу правду, люди огорчатся»,- объяснял режиссер.
Любопытный факт: легендарного «Брата» Балабанов снял практически без денег. Так и сказал: «Ребята, денег нет.. Но есть желание снять фильм!».
Там Сухорукова позвал, здесь - с Бодровым идеей поделился, ещё и актрису, снявшуюся в его «Замке», попросил поучаствовать. И в качестве саундтреков выбрал песни своего друга Вячеслава Бутусова - лидера группы «Наутилус Помпилиус». Так, на чистом энтузиазме и желании создать историю, и появился культовый фильм о потерянном молодом поколении времен развала Союза.
Критики частенько ругали Балабанова за однобокость и чернушность, а мнение зрителей делилось во мнении: Балабанов - это русофоб или русофил? Как позже рассказывал Алексей Октябринович, он - и то, и другое. Он с одинаковой ненавистью относится к властям, бандитам и гэбешникам. Он - представитель одиночек-маргиналов, которым важно делать то, что они хотят.
После был и очень странный фильм «Про уродов и людей», после съёмок в котором, Виктору Сухорукову пришлось лечиться в психиатрической клинике.
Был и «Брат 2» - так же ставший культовым, несмотря на то, что был исключительно коммерческим проектом. Более того, культовыми стали и песни, прозвучавшие в фильме. Я до сих пор считаю, что это лучший сборник саундтреков из когда-либо существовавших.
Была и «Война» - очень недооценённая картина, которую сам режиссёр считал чуть ли не главной в своем послужном списке.
«Груз 200», «Жмурки», «Мне не больно», «Морфий», «Кочегар» - настолько разные фильмы, но, безусловно, узнаваемы с первых кадров - стиль Балабанова ни с чьим иным не перепутать.
Каждый День рождения - еще один шаг к смерти
По воспоминаниям Надежды, супруги режиссера, особых торжеств по поводу своего взросления Балабанов не признавал.
Но принимал в подарок перочинные ножики, портфели и ботинки. И частенько тащил домой первого попавшегося бомжа или совершенно незнакомого пьяницу, считая, что они - такие же люди, как все остальные.
Алексей Октябринович словно всю жизнь шел к своему последнему дню.
Балабанов болел. Мало кто знает, что он был эпилептиком. Как утверждают врачи, после приступов эпилепсии, у людей наступает состояние, близкое к эйфории, некой просветленности, что ли. Это формирует иной взгляд на привычный нам мир, и, казалось бы, совершенно обыденные вещи. И тягу к размышлению, анализу, деструктивизму.
Но затяжными депрессиями близких не донимал - были планы, были мечты и были желания.
А 18 мая 2013 года не стало Алексея Балабанова. Скончался от острой сердечной недостаточности. Скончался во время работы над очередным сценарием.
Он так жил, так творил и так умер - непредсказуемо, неожиданно и незавершенно.
Творения гения всегда переживают своего создателя.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе о тех, кто На Слуху!
#балабанов #знаменитости #биография #кино #фильмы