Феодосийский монетный двор появился на выселках города Каффа (селение Ташлык) в 1780 году. Ранее, при генуэзцах, Каффа чеканила собственную монету, но расположение итальянского монетного двора, к тому времени давно заброшенного, было совершенно другим. Этот новый монетный двор последний крымский хан Шахин-Гирей (1777–1783, с перерывами) организовал, желая провести монетную реформу ханской чеканки.
История этого предприятия до 1783 года, когда Екатерина II «убрала» Шахин-Гирея и объявила о превращении Крыма в часть Таврической области Российской империи, хорошо известна. Нет смысла повторять то, что есть и в научных, и в популярных изданиях. Гораздо интереснее понять смысл, который хан вкладывал в монетную реформу и, в частности, в размер, вес, оформление крымской монеты нового типа.
Феодосийский монетный двор как инструмент идеологической борьбы за Крым в 1780-х годах
До реформы монетный двор в Бахчисарае чеканил ровно то же, что выпускалось и при прежних ханах: это были в основном бешлыки, которые даже биллонными назвать сложно: 005-я проба серебра предполагает, что монета почти полностью медная и лишь слегка «отбелена». Бешлыки — корявые, неправильной формы, самого скверного качества чеканки.
Шахин-Гирей начинает чеканить, во-первых, бешлыки и онлыки (вдвое более крупный номинал) правильной круглой формы. Кроме того, он выпускает несколько крупных серебряных номиналов, которые в русской литературе условно именуются «полтина» (куруш, пиастр) и «рубль» (альтмышлык). Помимо этого, Шахин-Гирей велит чеканить крупную медную монету, именуемую в русской традиции очень условно «полполушки» (мангир), «полушка», «деньга», «пятак» и «десятикопеечник». Притом на новом монетном дворе в Каффе изготавливались как раз наиболее крупные по весу и размеру номиналы: пятаки (кырмызы), десятикопеечники (чхали), полтины и рубли.