Начну с двух важных моментов. Первый, - всё ниже написанное моё личное мнение. Второе, - я не дочитал цикл и не знаю, буду ли его дочитывать, поэтому это скорее мнение о первых четырёх книгах.
Теперь перейдём собственно к самому циклу. Первый раз я услышал о «Ведьмаке», когда выпустили первую игру. И, пожалуй, игра оказала на популярность серии такое же влияние, как сериал «Игра престолов» на популярность «Песни льда и пламени». Поэтому мне не понятны претензии Сапковского к игре. Хотя, если верить информации, что когда к нему обратились разработчики со своим предложением он вместо процента от продаж, выбрал определённую сумму денег сразу, становится понятно, что старика, а ему уже идёт восьмой десяток, поглотила жадность. Одним из доказательств этого можно считать «Сезон Гроз». Продолжение, вышедшее через пятнадцать лет после последней книги, что это как не жадность. Да, жадность не только его, но и издателей, тем не менее, это не красит его. Но я здесь обсуждаю не автора, а его творение.
Узнав о книгах благодаря играм, в которые я не играл, захотелось их прочитать. За книги я взялся без какой-либо особой подготовки. Я знал, кто главный герой и, благодаря интернету, не раз видел родившиеся благодаря русской локализации мэмы. Первая книга не вызвала особенного восторга, и кажется не один я такой. Связанно это в первую очередь с тем, что «Последнее желание» не является цельным произведением, это скорее сборник рассказов, объединённых главным героем. Очень хороших и интересных рассказов. О том, что это переработанные сюжеты хорошо знакомых сказок, говорить, думаю, не надо. И тут возникло первое противоречие, рассказы интересны, их мир интересный, главный герой привлекателен. Но как цельное произведение, книга получилась не очень.
Это не повлияло на моё решение взяться за вторую часть цикла. На удивление, «Меч Предназначения», являясь всё также сборником рассказов, больше походит на цельное произведение. И вторая книга мне понравилась больше всего. Именно в ней я сумел действительно познакомится с миром ведьмаков, чародеев и прочих созданий, встречи с которыми в жизни я желал бы избежать. Стоит отметить, что весь цикл о Геральте отвечает интернет определению о том, что славянское фэнтези без секса, всё равно что драники без сметаны. Секс там есть, следовательно, и драники вкуснее. Отмечать то, что во второй книге мир стал более полным, сюжет стал более осязаем, я не буду, до меня это сделал каждый второй, если не первый рецензент. Благодаря второй части я не бросил читать цикл.
А вот «Кровь эльфов», заставила меня усомниться в принятом решении. Главное, что лично мне не понравилось в ней, это начало плавного перемещение роли главного героя с Геральта на Цири. В остальном же, книга продолжала расширять мир, сильнее внедряя в происходящее политику. Увеличение количества персонажей и событий о которых решил написать автор, отодвинуло на задний план уже знакомых и любимых героев. И это значительно уменьшило мой интерес. Начинать переживать за новых героев в третьей книги, просто потому что автор так решил, при этом пожертвовав старыми героями, как-то сложно. И ладно если бы он их как-то убивал, но нет, они просто отошли на второй план и почти пропали.
В большей степени с надеждой увидеть то, что мне нравилось раньше в серии, я брался читать «Час Презрения». И эта книга полностью отбила у меня желание читать серию дальше. Причина очень проста, я не могу сопереживать героям, вышедшим на первый план, в то время как те персонажи, за действиями которых я продолжал бы с интересом следить, отошли на второй план достаточно сильно. Кроме этого, старые герои, в первую очередь Геральт, а возможно и только он, перестал во время чтения представать передо мной таким, каким представлялся в первых двух книгах. И это в первую очередь вина автора. Возможно он таким и задумывал персонажа, но в первых книгах не сумел отобразить должным образом. В результате, изменения в герое оказались слишком глобальными, чтобы можно было продолжать его ассоциировать с уже сложившимся в голове образом.
В общем, закончив читать четвёртую книгу цикла, мне стало абсолютно наплевать на то, что случится с её героями в будущих книгах. Ситуацию мог бы исправить мир, в котором всё происходит, но в последних книгах мир, а точнее его фэнтезийная составляющая на основе которой и начинался цикл, померкла и отошла на второй план. Это, пожалуй, главная проблема «Ведьмака». Мне кажется люди начинали читать именно историю о борце со всякими тварями, который и сам наполовину является таковой тварью. Из-за этого у него возникают свои моральные дилеммы. К середине же цикла на первый план вышли политические игры и борьба за власть. Куда, скажите мне делась история про одинокого охотника на нечисть?
Закончу я несколькими фразами. Первая, - спасибо Анджею Сапковскому за то, что создал такой интересный мир. Вторая, - я уверен, что весь цикл о «Ведьмаке», это хорошие и интересные книги, но… И здесь, третье, - как сказал один мой друг прочитавший всю серию и игравший во все части игры: «Лучшая книга про Ведьмака, это третья часть игры».